29 октября 2021 00:21

29 октября 2021 00:21

фото: игорь умнов

Высшая отраслевая

Знаку «Почетный железнодорожник» исполнилось 80 лет

На днях в редакции дорожной газеты раздался телефонный звонок. «Расскажите, пожалуйста, о знаке «Почетный железнодорожник», – попросил девятиклассник Сережа Прико. – Его с гордостью носит на форменном кителе мой дедушка, а я об этой награде ничего не знаю». За разъяснениями мы обратились в музей истории железной дороги.
Оказывается, в этом году высшей отраслевой награде исполнилось 80 лет. Значок «Почетному железнодорожнику» (именно так он назывался в то время) был учрежден ЦИК СССР 13 мая 1933 года. Спустя год народный комиссар путей сообщения Андрей Андреев утвердил положение об этой награде.

Значком «Почетному железнодорожнику» награждали работников железнодорожного транспорта за наивысшие и стабильные результаты труда, разработку и внедрение достижений науки, техники и прогрессивной технологии, а также за самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, жизни пассажиров, сохранности грузов.

Как пояснила старший научный сотрудник отдела музеев истории дороги Западно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек Елена Фролова, значок «Почетному железнодорожнику» выдавался по постановлению Центральной наградной комиссии НКПС как по ходатайству прямых начальников представляемых, так и партийных, профессиональных и других общественных организаций на транспорте по месту их работы.

– Значок «Почетному железнодорожнику» за номером один в 1934 году был вручен поездному диспетчеру Грозненского отделения, будущему начальнику Южной и Московско-Курской железных дорог Семену Кутафину за разработку новой системы прицепки и отцепки вагонов, организацию труда кондукторов и дежурных по станции и другие новшества, внедренные затем всеми железными дорогами СССР, – рассказывает Елена Фролова.

Значок малого размера (22 на 33 мм) был выполнен из серебра 916-й пробы. Накладные части – паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка – золотые. Затем значок стали делать только серебряный, оставив при этом первоначальный размер – так называемый фрачный вариант. Производили этот значок на фабрике «ВСЕКОХУДОЖНИК» на Кузнецком мосту в Москве. Значков этого размера было выпущено около 4,3 тыс. штук. В 1936 году эта же фабрика выпустила новый вариант значка размером 45 на 30 мм. Он был переходным, и сейчас очень редок.

Значки из серебра перестали вручать с началом Великой Отечественной войны. Сохранив размер, их стали делать из бронзы и жести. Отличительный признак этих значков – наличие яркой желтой эмали на колосьях. Таких значков было выпущено примерно 2,5 тыс. штук.

– Всего значков винтового типа было выпущено около 112 тыс. Среди них есть много разновидностей по реверсу, набивке серийных номеров и штампов изготовления, – говорит Елена Фролова.

В июле 1960 года Коллегия Министерства путей сообщения СССР утвердила новое Положение о знаке «Почетному железнодорожнику». Транспорт в техническом развитии ушел вперед, символика на аверсе высшей отраслевой награды не отображала произошедших перемен.

Один из вариантов нового образца знака подготовил В.Скороход, сотрудник центрального аппарата МПС. Вместо паровоза на лицевой части награды помещен электровоз. Изменено крепление знака к одежде, он стал носиться на прямоугольной колодочке.

У знаков подвесного типа сохранилась сквозная нумерация – они начались с №112000 и закончились примерно №183000. Есть много разновидностей этого знака, но они касаются только реверса, а точнее – метода нанесения номеров и месторасположения клейма. Крайне редко этим знаком награждали граждан других государств.

– В связи с распадом СССР нагрудный знак «скороходовского» образца перестал существовать, но в связи с его значимостью некоторые государства СНГ учредили единый знак нового образца, сохранив при этом нумерацию советского периода, – подчеркивает Елена Фролова.

Знаком «Почетному железнодорожнику» были награждены 115835 человек. Трижды удостоены этой награды электромеханик Рубцовской дистанции сигнализации и связи Иван Кузьменко, новатор-рационализатор локомотивного депо Барабинск Павел Мухин.

22 мая 2002 года вновь изменен вид высшей отраслевой награды. Теперь она стала называться знак «Почетный железнодорожник». Новый знак отличия имел форму овала с декоративной рифленой каймой по контуру и изображением паровоза и высокоскоростного электропоезда «Сокол» в центре. В нижней части знака изображены символические золотистые гаечный ключ и молоток.

С образованием ОАО «РЖД» отраслевая награда стала именоваться знак «Почетный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». На аверсе помещено изображение электровоза «Ермак» с обрамлением из лавровых венков. На верхней части расположен картуш с надписью «ОАО Российские железные дороги». В нижней части знака расположены покрытые рубиновой эмалью ленты с надписью «Почетный железнодорожник» и логотип ОАО «РЖД».
Иван Русяев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31