19 января 2022 12:53

19 января 2022 12:53

фото: игорь умнов

Тариф как константа

Пригородный комплекс строит сотрудничество с регионами на экономически выгодной основе

В рамках выездных редакций газеты «Гудок» состоялся «круглый стол» по теме «Организация работы пригородного комплекса на полигоне Западно-Сибирской железной дороги – передовой опыт». Обсуждались актуальные вопросы производственно-экономической и социальной деятельности.  
Уникальный путь

В этом мероприятии приняли участие главный редактор газеты «Гудок» Александр Ретюнин, начальник управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Василий Волокитин. Для обмена мнениями были приглашены руководители железной дороги, дирекций, обеспечивающих деятельность в пассажирских пригородных перевозках, генеральные директора пригородных компаний.

– Организация пригородного движения – один из наиболее социально значимых вопросов железнодорожной отрасли, – отметил во вступительном слове заместитель начальника железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Алексей Варющенков. – На нашей магистрали в 1998 году была создана первая на сети пригородная компания ОАО «Экспресс-пригород», в состав учредителей которой вошли администрация области и мэрия города Новосибирска. За полтора десятка лет коллектив прошел уникальный путь и накопил большой опыт работы, который успешно применяется на других дорогах.

– «Круглые столы» – продуктивная форма обсуждения насущных проблем, – считает главный редактор газеты «Гудок» Александр Ретюнин. – Западно-Сибирская железная дорога – неизменно в числе передовых на сети, в том числе и по организации работы пригородного комплекса. Ее опыт, безусловно, интересен для всей сети. Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на двух основных приоритетах – взаимоотношение пригородных компаний с местными властями и их непосредственная работа.

Баланс сотрудничества

Екатерина Куфарева, генеральный директор ОАО «Экспресс-пригород»: – Работа пригородной компании делится на четыре блока: взаимодействие с субъектом федерации, сотрудничество с ОАО «РЖД», улучшение качества обслуживания пассажиров, организация внутренней работы компании. Все усилия направлены на то, чтобы пассажир был лоялен к железнодорожному транспорту.

В кризисный период с 2008 по 2010 годы произошло существенное снижение размеров движения, и в три раза повысился тариф. Но в 2010 году ко всем участникам перевозочного процесса пришло понимание – тариф должен быть конкурентен с автомобильным транспортом. С этого момента он, как константа, и вот уже три года держится на одном уровне. Большая работа проводится компанией и по формированию обратной связи с пассажиром.

Александр Ретюнин: – В последние три года динамика работы у компании оптимистичная. Значит, что-то изменилось за этот период в отношениях с властями? Как я понимаю, изменились некие установки или они были откорректированы?

Василий Волокитин: – Нивелировать отрицательную тенденцию, негативную реакцию населения помог введенный нами единый социальный проездной билет, который позволил стабилизировать ситуацию со льготным проездом. И в 2013 году в этой части никаких изменений не произойдет, потому что все специалисты считают – то, что было применено в 2012 году по льготному проезду, на сегодня наиболее прогрессивно и оптимально. Граждане имеют право выбирать систему проезда: либо это ограниченное число поездок, либо – безлимитное.

Взаимодействие с железной дорогой у нас всегда было корректное, партнерское, направленное на решение общих задач. Это видно хотя бы на примере совместного строительства остановочных платформ «Гагаринская» и «Плехановская» в Новосибирске. Развитие инфраструктуры важно, но пока темпы не такие, какие бы хотелось, особенно на южном направлении – в сторону Черепаново.

Александр Ретюнин: – Электропоезда отменяются, а что взамен? К чему приведет сокращение движения, с вашей точки зрения, как представителя власти?

Василий Волокитин: – Политику у нас определяет руководство области и губернатор. Я же специалист в области организации перевозок.

Хочу подчеркнуть, что для нас пригородный транспорт, учитывая географию области, очень актуален. Трудовая миграция достигает ста километров. В 2010 году, когда отменяли электропоезда по оптимизации, маршруты восполнялись автотранспортом. Нас это, конечно, очень беспокоит, но ведь, с другой стороны, приходится компенсировать большие затраты.

Александр Ретюнин: – Когда речь заходит о погашении убытков, часто местные власти говорят: это не прозрачно. Как в вашем случае?

Василий Волокитин: – У нас не возникает таких вопросов, если есть документ, если все расходы подтверждены и обоснованы. У нас с ОАО «Экспресс-пригород» сотрудничество налажено. Департамент по тарифам контролирует свои вопросы, министерство транспорта – свои.

Контуры развития

Александр Ретюнин: – Темпы развития инфраструктуры на южном направлении не устраивают. А есть перспектива?

Алексей Булгаков, заместитель начальника Западно-Сибирской службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре: – Уже подписана программа развития внутригородских сообщений. Участок Новосибирск – Бердск – Искитим вошел в эту программу. Инвестиции серьезные, но пока в программе не указаны сроки исполнения.

Юрий Санкин, начальник дирекции моторвагонного подвижного состава: – Большие инвестиции вложены и в моторвагонный подвижной состав. За последние три года на Западно-Сибирскую магистраль поставлен 21 новый электропоезд, и с января 2012 года на дороге нет ни одного вагона с просроченным сроком службы.

Александр Ретюнин: – Если брать экономическую составляющую в отношениях с пригородными компаниями, цена услуги устанавливается руководством РЖД, дороги или по договору?

Юрий Санкин: – Ставки, которые применяются в расчетах с пригородными компаниями за оказанные услуги, рассчитываются по методике, утвержденной ОАО «РЖД». Они были посчитаны в 2010 году, и ежегодно происходит их индексация. Однако на сегодня уровень ставок не покрывает наши расходы, поскольку они учитывают только прямые расходы моторвагонных депо.

Александр Ретюнин: – И кто же покрывает убытки?

Юрий Санкин: – У нас планово-убыточная деятельность, источник их погашения – ОАО «РЖД». Но мы проводим оптимизацию и по итогам 2013 года намечено сократить убытки примерно в два раза.

Евгений Бровченко, первый заместитель начальника дирекции пассажирских обустройств: – Прошлый год для нашей дирекции был годом становления и совершенствования системы управления. Сразу же был образован диспетчерский центр, который на основании информации, поступающей от наших работников, локомотивных бригад и пригородных компаний, оперативно мониторит обстановку и так же оперативно вмешивается в ситуацию. В прошлом году было отремонтировано несколько десятков платформ. И нынче в рамках подготовки к летним пассажирским перевозкам совместно с пригородными компаниями проведены осмотры, запланированы мероприятия.

Александр Ретюнин: – У вас есть конкуренты? Есть организации, которые могут взять содержание платформ на аутсорсинг?

Евгений Бровченко: – Знаю, что практически на всей сети эту работу выполняют аутсорсинговые компании. Тем не менее, когда приезжал начальник нашей центральной дирекции, он был приятно удивлен качеством содержания наших платформ. Сказал, что такого качества не видел на сети.

Александр Ретюнин: – Из пяти субъектов, на которых расположена Западно-Сибирская железная дорога, только Кемеровская область не компенсирует убытки от пригородных перевозок. Есть положительные подвижки?

Олег Новиков, генеральный директор ОАО «Кузбасс-пригород»: – Работа по решению проблемы убыточности не прекращается. Положительные подвижки есть, но есть и сложности. Достигнуты определенные договоренности с администрацией Кемеровской области.

Свое мнение о работе пригородного комплекса, об уровне его эфективности высказали также генеральный директор ОАО «Омск-пригород» Равиль Бикбавов и заместитель генерального директора по финансам и экономике ОАО «Алтай-пригород» Елена Бунина.

Завершая работу «круглого стола», главный редактор газеты «Гудок» Александр Ретюнин подчеркнул:

– Сегодня мы в очередной раз убедились, что достижения пригородного комплекса Западно-Сибирской железной дороги заслуживают пристального внимания по всем направлениям деятельности. А полезный опыт каждой пригородной компании самоценен и достигнут не под копирку.
Владимир Павлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31