17 октября 2021 07:14

17 октября 2021 07:14

Колеса встанут на поток

В вагоно-колесных мастерских на станции Иртышское введена в эксплуатацию первая из двух автоматизированных поточных линий.
Напомню, в ноябре минувшего года с участием президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, губернатора Омской области Леонида Полежаева и начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько в Иртышском были запущены в автоматическом режиме участки демонтажа и монтажа буксового узла, ремонта и восстановления оси.

Американские специалисты настраивают оборудование. (Фото Игоря Умнова)В вагоно-колесных мастерских на станции Иртышское введена в эксплуатацию первая из двух автоматизированных поточных линий.

Напомню, в ноябре минувшего года с участием президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, губернатора Омской области Леонида Полежаева и начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько в Иртышском были запущены в автоматическом режиме участки демонтажа и монтажа буксового узла, ремонта и восстановления оси.

 

Минувшие полгода наладчики ВКМ и специалисты дорожного конструкторско-технологического бюро совместно с представителями станкостроительной корпорации «Simmons Machine Tool Corporation» (SMTC) из США и германской фирмы «Gudel» вели отладку оборудования. Отныне не имеющая аналогов технологическая линия работает в штатном режиме. Весь процесс контролируется и управляется в автоматическом режиме АСУ ВКМ.

 

– Нестандартность оборудования отличает практически весь технологический процесс предприятия, – говорит начальник ВКМ Александр Наплавков. – Так, позиции демонтажного участка разработаны специалистами конструкторско-технологического бюро дороги, их устройства в большинстве своем изготовлены Омскими дорожными ремонтно-механическими мастерскими. Станочно-прессовое оборудование американская корпорация STMC изначально проектировала по заказу сибиряков, аналогов ему в мире нет.

 

А вот установки для автоматического измерения параметров колесных пар разработаны Конструкторско-технологическим институтом научного приборостроения СО РАН. Среди партнеров ремонтников – и Томский НИИ автоматики и электромеханики.

 

– Колесные пары, подлежащие ремонту, со склада подаются на демонтажный участок, – поясняет мастер Сергей Вишняков. 

После демонтажа буксового узла и мойки колесная пара подвергается процессу дефектоскопии: магнитной, а также ультразвуковой и вихретоковой. Обмер колесных пар производится автоматически. Установка разработки КТИ НПО СО РАН основана на использовании лазерной измерительной системы и позволяет за 8 минут проверить десять параметров колесной пары. Вся полученная в ходе дефектоскопии и обмера информация подается в банк данных на единый сервер. Это позволяет после распрессовки  автоматически направлять детали (оси, колеса) либо для повторного использования и ремонта, либо в металлолом.

 

В цехах ВКМ малолюдно: все автоматизировано. (Фото Игоря Умнова)Колесная пара после демонтажа и обмера манипулятором передается на участок заводского ремонта. Он оснащен станочно-прессовым  оборудованием корпорации STMC и дополнен устройствами разработки дорожного конструкторско-технологического бюро. В их числе машина для мойки и очистки оси и аппаратура для магнитной дефектоскопии подступичной части. Все позиции участка полностью автоматизированы.

 

Александр Наплавков выделил ряд принципиальных особенностей станочного оборудования, изготовленного фирмой STMC для ВКМ в Иртышской. Так, осетокарный станок может производить обточку подступичной части оси с минимальным съемом металла – 0,4 мм. Это позволяет продлить срок службы оси на две обточки, т.е. на 8-10 лет. Расточные станки за один ход борштанги осуществляют сразу все операции обработки внутреннего отверстия ступицы колеса, при этом исключает эксцентриситет колеса при его запрессовке на ось. Это позволяет применять установленное на участке оборудование и для производства колесных пар высокоскоростных пассажирских вагонов. Монтажный комплекс обеспечивает не только высокоточное прессовое соединение в колесной паре, но и позволяет при необходимости вести запрессовку колесных пар других геометрических размеров.

 

Межстаночное транспортное оборудование германской фирмы «Gudel» впервые применено в России в поточной линии для ремонта колесных пар. Его принципиальное отличие от применяемых ранее устройств заключается в использовании только одного вида энергии – электрической. Отказ от гидравлики и пневматики значительно снижает эксплуатационные расходы. Кроме того, это оборудование позволяет достичь точности позиционирования элементов колесных пар при передаче их от одной операции к другой, равной 0,2 мм.

 

Персонал ВКМ учит «матчасть» и по инструкциям, и на действующих станках. (Фото Игоря Умнова)Пока одной из нерешенных задач является для ремонтников обеспечение сохранности колесной пары после ее обработки перед процессом запрессовки. Установленное в ВКМ оборудование решает эту задачу, не допуская ни одного соприкосновения с обработанными поверхностями детали.

 

Четкость и скорость работы первой автоматизированной поточной линии (от распрессовки до сборки колесной пары прошло 8 минут) впечатлили начальника железной дороги Александра Целько, присутствовавшего на ее запуске. Он высоко оценил сотрудничество специалистов ВКМ и дорожного конструкторско-технологического бюро со своими американскими и германскими партнерами. И поставил задачу ускорить наладку второй технологической линии, подготовку персонала для того, чтобы вывести производство на проектную мощность: 142 колесные пары заводского ремонта в смену, или 50 тысяч колесных пар в год.

 

 

Цифры

1385 миллионов рублей – общая стоимость строительства и оборудования вагоно-колесных мастерских на станции Иртышское. За время строительства (2002-2006 годы) были освоены 552 миллиона рублей. Стоимость оборудования прессовых линий ВКМ составила 822 миллиона рублей. Выплата лизинговых платежей будет производиться в течение пяти лет после запуска мастерских в эксплуатацию.

При существующих технологиях себестоимость колесной пары заводского ремонта с монтажом буксового узла (без учета лизинговых платежей) составляет 55048 рублей при использовании оси, бывшей в употреблении, и 97353 рубля с использованием новой оси. Экономический эффект от работы ВКМ составит 180,65 миллиона рублей в год. 

 

Александр Шамов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31