16 февраля 2020 23:52

16 февраля 2020 23:52

Тепло по новым технологиям

На станции Юрга в штатном режиме заработала модульная котельная с каталитической теплофикационной установкой. Представительная комиссия ОАО «РЖД» проинспектировала по всему производственному циклу работу модульной котельной на станции Юрга. Ей дана высокая оценка.

На станции Юрга в штатном режиме заработала модульная котельная с каталитической теплофикационной установкой. Представительная комиссия ОАО «РЖД» проинспектировала по всему производственному циклу работу модульной котельной на станции Юрга. Ей дана высокая оценка. 


Модульная котельная на станции Юрга работала в опытном режиме с начала года. Технология ее работы принципиально отличается от применяемых сегодня. Новая котельная имеет ряд коренных преимуществ по сравнению с традиционными котельными установками. Здесь воплощена новая технология получения тепловой энергии.
В чем ее суть? Сравним старое с новым. В обычных котельных при температуре свыше 1000°С сгорает уголь. Сгорает он не полностью, большая его часть спекается и образуется шлак, который надо утилизировать. Из трубы вылетает шлейф черного дыма с сажей и вредными химическими веществами.
Иное дело котельная с каталитической теплофикационной установкой (КТУ). Это образец экологически чистого, высокоэффективного автоматизированного производства.
В принципах работы новой котельной воплотились уникальные разработки ученых Института катализа Сибирского отделения РАН. Сибирскими учеными была предложена технология сжигания любых видов топлива с использованием катализаторов – веществ, ускоряющих реакцию окисления.
При применении этой технологии топливо «сжигается» в кипящем слое частиц катализатора. Этот кипящий слой на четверть состоит из оксида алюминия и на три четверти из инертного материала – речного песка.
Фактически здесь применяется не традиционное сжигание угля, а низкотемпературная (до 700°С) химическая реакция с большим выделением тепла.
Наличие кипящего слоя песка и катализатора дает полное сгорание смеси и исключает образование шлаков и сажи. Содержание вредных веществ в дымовых газах сведено к минимуму.
Добавим, что КПД новой котельной за счет высокой теплоотдачи в котлах приближается к 96%. Важно, что эта технология позволяет полностью сжечь уголь любого качества, в том числе и низкосортный. Это дает большую экономию, ведь при обычных технологиях в обычных котельных выход шлака достигает 40%.
Работа котельной с каталитической теплофикационной установкой максимально безопасна, ее низкая взрывоопасность обусловлена разделением подачи воздуха для окисления и топлива в кипящий слой.
Новые технологии позволяют проводить весь технологический процесс в режиме автоматического управления. Тепловую станцию может обслуживать всего один человек. И это уже не простой кочегар, а оператор, следящий по монитору компьютера, как соблюдаются параметры работы котельной.
Несомненно, применение ресурсосберегающих технологий, значительная экономия эксплуатационных и материальных затрат на выработку тепловой энергии в котельных с КТУ показывает их экономическую привлекательность.
Котельные с КТУ в нашей стране есть пока лишь на Западно-Сибирской магистрали. Самая первая на железной дороге была пущена в эксплуатацию в 2008 году на станции Артышта. При строительстве котельной на станции Юрга был учтен опыт работы ее артыштинской «сестры», некоторые технологические процессы были усовершенствованы.
Комиссия ОАО «РЖД» подтвердила все заявленные параметры работы новой котельной с КТУ суммарной мощностью 3 Гкал, и с 1 апреля этого года она работает в штатном режиме.
Новый тип котельной с КТУ рекомендован к тиражированию на станции Кулунда.
При строительстве подобной теплостанции на станции Кулунда будет учтен опыт и замечания, выявленные при ее эксплуатации в Юрге. Это позволит обкатать технологию, которая должна получить распространение не только на Западно-Сибирской магистрали.
Несомненно, за этой новой технологией – будущее.

Геннадий Свистунов

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30