27 января 2022 01:29

27 января 2022 01:29

фото: архив редакции

Вопрос дня

В разное время на страницах газеты «Транссиб» руководители служб и подразделений магистрали вспоминали годы совместной работы с Николаем Никольским. Каким он был в глазах современников?
Пётр Филиппович Мысик, почётный председатель дорожного совета ветеранов, почётный ветеран железнодорожного транспорта и Западно-Сибирской железной дороги:

– Николай Порфирьевич умел общаться с людьми, умел, как бы пафосно это ни звучало, вдохновить их на трудовые подвиги. Причём, и со специалистами говорил на равных, как инженер с инженером, и с рабочими, ни кичась своим положением. Да, Никольский умел строго спросить за упущение. Но в то же время старался разобраться, чем оно было вызвано: либо это случайность, либо уже система. И сообразно этому вынести наказание.

У Никольского была одна интересная черта – он умел «разговаривать» взглядом. И видел людей насквозь. Помню, мне, молодому начальнику станции, предложили должность председателя райпрофсожа в Карасуке. Все – и отделение дороги, и партийные органы – согласовали этот переход. Но случилась закавыка – я не давал согласия. Тогда решили отправить меня на профилактическую беседу в Новосибирск. Принял меня начальник дороги, выговаривает мне строго, а рядом сидят профсоюзные и партийные руководители. Я смотрю в глаза Николая Порфирьевича и не вижу в них никакой строгости. Наоборот, Никольский взглядом мне говорит: «Да откажись ты! Зачем это тебе?». Уловив это «послание», я уже категорично заявил, что отказываюсь от должности. Николай Порфирьевич вроде бы строго, а по-моему, с облегчением отправил меня из кабинета. Но потом ни разу не вспоминал, что я такой «нехороший».

Никольский никому никогда не давал говорить лишнего, любил лаконичность. Если кто-то отправлялся в исторические дебри, сразу прерывал его: «Я тебя об этом не спрашивал!».

Василий Афанасьевич Савченко, председатель совета ветеранов управления железной дороги:

– В середине 1960-х годов решением партийного комитета меня утвердили руководителем агитколлектива управления железной дороги. В то время агитационной работе среди населения придавалось большое значение, в том числе и у нас на магистрали. В актовом зале управления дороги проводились «огоньки», на которые приглашались известные в городе люди – учёные, артисты, художники. Любую полезную инициативу со стороны наших общественных организаций Николай Порфирьевич Никольский активно поддерживал и во многих мероприятиях сам принимал участие.

Однажды Никольскому и мне предложили выступить в партшколе Новосибирского обкома КПСС перед активом агитаторов города. Ничего себе предложение! Никольский – Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, известный на всю страну руководитель. Конечно, я испытывал определённую робость, и в то же время это совместное участие с начальником дороги в официальном общественном мероприятии было для меня приятным и почётным. 

После окончания выступления Николай Порфирьевич подошёл ко мне и сказал: «Вы занимаетесь добрым делом, желаю успехов». Демократичное, уважительное отношение к тогда совсем ещё молодому человеку, практически только начинающему свой жизненный и производственный путь, меня по-настоящему вдохновило. 

Иван Ильич Батанин, дважды почётный железнодорожник, почётный ветеран железной дороги:

– Глубокой осенью 1956 года меня назначили начальником стыковой с Турксибом станции Алейская. И сразу первое испытание: тяжёлая, буранистая зима. Весной, едва сошёл большой снег, на станцию приехал Николай Порфирьевич Никольский – начался весенний комиссионный осмотр хозяйства магистрали. Встретили мы начальника дороги на первом стрелочном посту. Из мотрисы вышла довольно большая группа руководителей. Николай Порфирьевич внимательно посмотрел на всех, особенно испытующе на меня, молодого специалиста. Потом опустил взор на пути – грязно кругом: «Неужели вы этого не видите, молодой человек! Сколько я буду делать замечания по этим катакомбам из грязного балласта и мусора?».

«Пора бы уже и вам вмешаться, Михаил Витальевич», – это руководитель уже обратился к начальнику отделения Васильеву.

Тут очень некстати подлил масла в огонь старший дорожный мастер Федоренко: «Товарищ начальник дороги! Это всё – довоенное». Лучше бы он этого не говорил...

«Убрать всё, посадить цветы, навести порядок вокруг стрелочных постов!» – отдал распоряжение Никольский.

Далее Николай Порфирьевич посмотрел оба парка станции, три горловины, семь стрелочных постов с ручными стрелками, грузовой двор, четыре маневровых паровоза, локомотивное депо. В заключение подвёл итоги. Очень жёстко спросил с командиров за упущения. Досталось и мне, тогдашнему начальнику станции. Это был хороший урок.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31