19 сентября 2021 02:09

19 сентября 2021 02:09

фото: сеть интернет

Полная чаша

Железная дорога дала мощный импульс сибирскому селению, превратив небольшую заимку в крупный рабочий посёлок

«Транссиб» начинает серию публикаций под лозунгом «Путь длиной в 125 лет – события, люди, явления на железной дороге». В этой рубрике каждый из вас может рассказать о проектах своего предприятия, ветеранах и о том, почему вы решили работать на магистрали. Сегодня мы поведаем о станции-ровеснице ЗСЖД – Чаны.
«Чан» в переводе с татарского, как известно, – большая чаша. Станция и посёлок при ней позаимствовали название у озера Чаны, расположенного рядом, – крупнейшего не только в Новосибирской области, но и во всей Западной Сибири. Его параметры – 88 на 91 километр! На озере даже есть местное судоходство. А вот глубиной озеро не поражает – в среднем два метра.

Озеро Чаны привлекало путешественников и исследователей ещё столетия назад. Первым его описал Петер Паллас в 1786 году. А знаменитый Николай Ядринцев оставил такие строчки: «Острова Чанов обращают внимание привлекательностью; покрытые зеленью и лесом, они утопают в голубых водах и под особым освещением кажутся плавающими в воздухе. По глади озёр встречаются целые стаи лебедей, гордо нежащиеся и колеблющиеся, как белые фрегаты на поверхности вод». Не только лебеди, но и экзотические для сибиряков пеликаны прилетают на это солёное озеро каждое лето.

Чаны – народное достояние, признанное памятником природы регионального значения. За долгие годы своего существования водоём оброс легендами. Согласно одной из них, в Чанах обитает некое гигантское существо, пожирающее скот и даже людей.

Впрочем, первое название посёлка было не татарским, а исконно русским – «Новопокровская заимка». Так называлось селение, возникшее здесь в 1875 году. Спокойной сонной жизнью заимка жила недолго. Уже через 15 лет её пронзила железная дорога. Станция, к слову, тоже меняла своё название: изначально она именовалась Карачи, в честь другого не менее известного местного озера.

Население стремительно росло за счёт переселенцев – орловских, курских, черниговских крестьян, приехавших на строительство Великого Сибирского пути. Так в 1904 году появилось торгово-перевалочное село Чаны. Благодаря железнодорожным перевозкам оно активно расширялось. Как грибы после дождя, здесь росли дома, магазины, склады. Чаны даже вышли на международный уровень: датчане организовали кампанию по скупке местного масла для отправки его за границу.

В 1924-м село стало районным центром, а в июне 1947-го переведено в статус рабочего посёлка. Но всё же пиком развития посёлка и района стал рубеж 1960-70-х годов: тогда Чановский район уверенно удерживал первое место в Новосибирской области по строительству жилья и дорог. Там, где ещё недавно были непролазные болота, возводились дома и промышленные предприятия.

Ещё одной важной вехой в жизни села и станции стало открытие в октябре прошлого года реконструированного вокзала Чаны. Преобразился фасад и планировка внутренних помещений здания, обновлены коммуникации, благоустроена прилегающая территория, отремонтирована пассажирская платформа.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31