19 сентября 2021 02:28

19 сентября 2021 02:28

фото: архив редакции

Здесь будет город-сад

В июне исполнилось 90 лет с момента постройки первых жилых домов в инском «городке железнодорожников»

Про историю Инского узла «Транссиб» писал немало. Но что насчёт «городка железнодорожников», сформировавшегося вокруг него в начале 1930-х годов? А ведь история Эйховского посёлка также удивительна, полна контрастов и неожиданных открытий.
Первое «жильё» на территории будущего Первомайского района Новосибирска появилось в апреле 1929 года рядом с Первым разъездом (ныне – станция Сибирская). Впрочем, жильём это сложно назвать – это была большая брезентовая палатка. Поселились в ней первые изыскатели будущей пока ещё безымянной сортировочной станции. Возглавлял изыскательскую партию, кстати, Александр Кошурников – сегодня его именем названа оживлённая улица в другом районе Новосибирска. Как вспоминал старожил района Никита Рябиков, в палатках отцам-основателям района пришлось проживать ближайшие два года:

– Палатки были двойные, брезентовые, но с окнами. Вокруг них мы делали завалины, чтобы не поддувало, внутри настилали деревянный пол, обогревались железной печкой… Сначала на стройку приехали только рабочие, а пришло тепло – стали они вызывать сюда свои семьи. Население прибывало быстро.

Действительно, спустя считанные месяцы на стройке железнодорожного узла уже трудились сотни рабочих со всего Советского Союза. Жилищным и бытовым условиям тружеников поначалу уделяли мало внимания – в приоритете были производственные задачи. Первомайка начиналась с землянок, бараков-времянок и деревянных общежитий, где семьи разделяли лишь матерчатые шторки или дощатые перегородки.

К середине 1930-х станция Эйхе (ныне Инская) вместе с паровозным и вагонным депо, дистанцией пути и другими железнодорожными предприятиями уже работала во всю мощь. На смену «вахтовикам»–строителям пришли железнодорожники, которые оставались здесь жить всерьёз и надолго. «Времянки» уже не отвечали даже самым минимальным потребностям жителей посёлка при станции, и власти решили сделать здесь образцовый жилой городок.

Для проектирования и планировки «города будущего» наркомат путей сообщения выписал архитектора не откуда-нибудь, а из Германии. Перед молодым, но уже именитым архитектором Рудольфом Волтерсом поставили задачу расселить 6,8 тыс. семей рабочих, трудившихся на Эйховском железнодорожном узле. В своих воспоминаниях Волтерс называл это место не иначе как «городок железнодорожников».

Европейскому градостроителю предстояло спроектировать автономное поселение, снабжаемое всем необходимым самостоятельно. Поэтому речь шла не только о многочисленных жилых домах и общежитиях, но и о котельных, пожарных частях, а также о полном комплексе социальной инфраструктуры: столовых и больницах, детских садах и школах, клубах и стадионах, магазинах и кинотеатрах, прачечных и банях.

Но вот беда: государственные установки на такую грандиозность не соответствовали реальным материальным возможностям. В итоге, вместо трёхэтажных европейских каменных домов, запроектированных Волтерсом, возводились восьмиквартирные деревянные двухэтажки. Однако жители посёлка, переселявшиеся в них, всё равно были счастливы: по их меркам это было благоустроенное жильё.

Барачное наследие посёлка Эйхе, в сентябре 1933 года вошедшего в состав Новосибирска, а спустя 5 лет переименованного в Первомайский район, пережило не одну эпоху. Значительная часть этих «временных сооружений» была снесена лишь в последние годы, а в некоторых и по сей день живут люди.

Не лучше была ситуация и с нежилым фондом. Клуб и школы, здравпункты и магазины, пекарни и столовые также поначалу размещались в деревянных домишках, низких, тёмных и тесных.

Впрочем, не всё было так плохо. Несколько каменных сооружений, возведённых в посёлке в ту эпоху и сохранившиеся по сей день, можно назвать если не шедеврами архитектуры, то уж точно ценными с культурной точки зрения объектами. Речь идёт, к примеру, об исторических зданиях школы № 49 и поликлиники № 1 (1932 и 1935 годов постройки соответственно). Оба они возведены в наиболее прогрессивном в то время архитектурном стиле – конструктивизме.

В 1941 году, уже во время Великой Отечественной войны, открыл свои двери Дом культуры железнодорожников станции Инская. Мало кто знает, что поначалу клуб носил имя наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, а его бюст предварял вход в ДК. Живописное здание и сегодня в прекрасном состоянии, более того, оно сохранило свою функцию – сегодня здесь размещается Дом молодёжи Первомайского района.

В послевоенные годы район развивался куда более стремительными темпами, в первую очередь, благодаря вложениям железной дороги. Из последних подарков Западно-Сибирской магистрали жителям Первомайки можно вспомнить ледовый спорткомплекс «Локомотив», реконструированные вокзалы и остановочные платформы, электронное табло на въезде в район и ряд других сооружений и объектов благоустройства.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30