25 января 2021 19:15

25 января 2021 19:15

фото: архив редакции

Остаётся профессионалом

В 1970-80-е годы, когда Иван Батанин возглавлял коллектив алтайских железнодорожников, поездопоток, объёмы грузовой и пассажирской работы достигли наивысших значений

В понедельник, 30 ноября, отметит 90-летний юбилей дважды почётный железнодорожник Иван Ильич Батанин. Больше 60 лет он посвятил магистрали, 14 из которых возглавлял Алтайское отделение дороги. Для многих он стал символом прогресса и стратегических решений, повлиявших на благополучие всего края.
Ребёнок войны

Любовь к машинам, технике зародилась у Ивана Батанина ещё в детстве. Вероятно, сказались гены отца, размышляет он. Глава семьи работал механиком машинно-тракторной станции, и лучше него никто в селе не разбирался в тракторах и комбайнах. Поэтому первые годы Великой Отечественной войны он по брони оставался в колхозе. Но 1943 год стал переломным не только для всей страны, но и для семьи Батаниных. Сначала в их дом пришла призывная повестка, а вскоре – «похоронка» с фронта. Илья Батанин погиб на Украине под Славянском, оставив сына на воспитание жене и матери.

Окончив школу, Иван Ильич поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (ныне – Сибирский государственный университет путей сообщения). Это решение для многих стало неожиданным. Ведь в окрестностях маленького села в послевоенные годы ещё не было железной дороги, а паровоз казался местным мальчишкам чем-то невиданным. Но первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь, по мнению самого ветерана, навсегда определили его судьбу. Уже на старте молодой человек проявил огромный потенциал, настойчивость и, несмотря на большой конкурс, был зачислен в ряды студентов института военных инженеров транспорта. Там будущий заслуженный железнодорожник освоил азы новой профессии и встретил множество товарищей, дружба с которыми жива до сих пор. Тогда же он познакомился и со своей женой Эльвирой, подарившей ему десятки лет счастливой жизни.

«Горячая» дорога

Первые трудовые годы стали для Ивана Батанина настоящей производственной школой. Сначала ему предложили должность дежурного по парку станции Барнаул, а в 1956 году железнодорожник возглавил коллектив станции Алейская.

Стальные магистрали всегда считались артериями страны, но в те годы железнодорожный транспорт стал одной из самых «горячих» отраслей экономики. От эффективности «железки» во многом зависел успех освоения целинных земель. Руководство страны ставило, казалось бы, невыполнимые задачи. Рабочим местом Ивана Ильича надолго стал пункт подготовки вагонов под погрузку. Ежесуточно на станции Алейская отправляли 100 и больше вагонов с зерном, поэтому молодой специалист не покидал рабочего места ни днём, ни ночью. Бывалые железнодорожники до сих пор помнят «большие алтайские хлеба». Вклад Ивана Батанина отметили медалью «За освоение целинных земель». О своей первой награде труженик говорит с особой гордостью, вспоминая напряжённую работу, которую он проделал вместе со своим коллективом. Но главное, что подарили эти годы, – бесценный опыт, ставший мощным фундаментом для дальнейшего развития.

В 1958 году Ивана Ильича назначили заместителем начальника станции Барнаул. В то время на железной дороге шла настоящая техническая революция – строились новые пути, проводилась их электрификация, электровозы и тепловозы сменяли паровозы. Юбиляр вспоминает бессонные ночи и огромные усилия, затраченные в те годы, и даже говорит, что на магистрали осталась часть души. Его управленческий талант был особенно востребован. Но впереди предстояли ощутимые перемены в карьере. В 1970-х годах будущий почётный железнодорожник ушёл с магистрали.

Стратегический прорыв

Уже став опытным специалистом и руководителем, Иван Батанин возглавил отдел транспорта и связи Алтайского крайкома КПСС. Он отвечал за авиацию, автомобильный транспорт, связь, но железная дорога всегда была в приоритете. Ни один автомобиль или самолёт не возьмёт на борт столько груза, сколько везёт по рельсам состав, рассуждает ветеран.

Не удивительно, что с уходом с поста начальника Алтайского отделения дороги легендарного Григория Огуя на эту должность в далёком теперь уже 1977 году решено было пригласить Ивана Батанина. В период его руководства объёмы поездной и грузовой работы достигли наибольшего уровня.

Перед коллективом алтайских железнодорожников и их новым руководителем стояли стратегические задачи. В 1980 году открыли движение по новой линии Малиновое озеро – Локоть. Однако знаковый проект того времени, над которым трудились ведущие проектные институты страны, – строительство четырёхпутного участка между Барнаулом и станцией Алтайская, а также двух железнодорожных мостов через Обь. За 7 лет на этом лимитирующем участке было удвоено всё, что сделано предыдущими поколениями. Введение в эксплуатацию новых объектов, наконец, позволило снять ограничение на пропуск грузовых и пассажирских поездов. В этом виделась и важная заслуга транспортных строителей, и огромный труд всех предприятий Алтайского отделения дороги.

– Мы работали на подъёме, были единой командой, и я безмерно горд тем, что смог достойно послужить родной земле, – поделился Иван Ильич.

В то же время железнодорожники прикладывают много усилий для модернизации станции Алтайская. Особенно удачно решены развязки движения и подходы к станции. Строительство Алтайского коксохимического завода привело к расширению инфраструктуры станции Заринская и транспортного хозяйства завода. Вдвое выросли производственные мощности локомотивных депо в Новоалтайске и Рубцовске. Магистраль осваивала передовые технологии, новую технику, особенно средства автоматики и телемеханики.

Опытный руководитель не оставил без внимания и социальную сферу. В те годы алтайские железнодорожники получили 160 тыс. квадратных метров жилья, новую школу и 5 детских садов, санаторий-профилакторий «Алтай», общежитие в краевом центре.

За самоотверженный труд Иван Батанин награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», многими медалями. Он – заслуженный работник транспорта РСФСР, дважды почётный железнодорожник, почётный гражданин Алтайского края. Но главное, его знают как большого профессионала и настоящего труженика. В свои 90 лет он остаётся прекрасным семьянином, отцом, дедом, другом.

С юбилеем вас, Иван Ильич!
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30