04 декабря 2020 23:51

04 декабря 2020 23:51

фото: ольга мусатова

Заглянуть в бронепоезд

Будущие железнодорожники создают трёхмерные модели техники для использования их в образовательном процессе

Недавно в школьном конструкторском бюро школы-интернаты № 19 ОАО «РЖД» на станции Новокузнецк была создана трёхмерная модель бронепоезда «Лунинец». А на днях ребята занялись внедрением в свою модель элементов виртуальной реальности, чтобы бронепоезд стал наиболее нагляден для использования его в образовательном процессе.
Школьное конструкторское бюро, созданное в образовательном учреждении 5 лет назад на выигранный грант ОАО «РЖД», – настоящая школа жизни для тех ребят, кто планирует в будущем стать инженером, конструктором или изобретателем и работать с достижениями научного прогресса. Здесь можно получить развитие по пяти направлениям: 3D-моделированию, 3D-печати, робототехнике, прототипированию и объёмному рисованию.

Модели, спроектированные ребятами и распечатанные на 3D-принтере, побеждают на конкурсах самого высокого уровня. Объёмные технические работы, созданные при помощи 3D-ручек, которые выстреливают порциями пластика, также участвуют в выставках. А роботов на основе конструктора «Лего» школьники собирают, начиная с 3-го класса. Причём занятия по робототехнике проводятся в игровой форме.

– Современная инженерия очень мобильна, и для полноценного развития личности в этой области требуется огромная фундаментальная научная подготовка. В этом плане школьное конструкторское бюро – идеальное поле деятельности, в рамках которого можно научиться конструировать, моделировать и изобретать. У каждого школьника есть возможность пробовать и ошибаться, создавая новое, – объяснила цель создания школьного конструкторского бюро заместитель директора школы-интерната № 19 ОАО «РЖД» по учебно-воспитательной работе Любовь  Волженина.

А вот уж кто создаёт новое без сучка и задоринки – так это ученик 11-го класса Дмитрий Румянцев, который вместе с командой ребят под руководством педагога Давида Хачатурянца смоделировал пластиковый  вагон бронепоезд «Лунинец» и распечатал модель на 3D-принтере.

– Дмитрий – настоящий уникум, очень разносторонний парень. В прошлом году стал участником всероссийского форума «ПроеКТОриЯ», где смоделировал железнодорожную развязку для города Санкт-Петербурга, – рассказал «Транссибу» Давид Андреевич.

Сложность при проектировании бронепоезда заключалась в том, что «Лунинец» остался только в макетах и на чертежах. Приступив к реализации идеи, задуманной педагогом, ребята распределили между собой обязанности. Первым делом собрали всю историческую литературу о героическом подвиге личного состава бронепоезда, провели большую аналитическую и поисковую работу. Затем, ознакомившись с основными техническими характеристиками и размерами, старшеклассники начали создавать 3D-модель.

По архивным фотографиям и чертежам был сделан двухосный броневагон на базе известного бронепоезда ОБ-3, добавлено 76-миллиметровое орудие и боковые пулемёты, как у оригинального бронепоезда. И, конечно, ребята смастерили основание в виде рельсов и шпал. Следующим  шагом стало сглаживание углов и придание составу историчности. Также была проведена работа по созданию мелких деталей – таких, как заклёпки, боковые бортки, лестницы, фальшборта и т.п. Причём люки, пушки и пулемёты расположили с исторической точностью. Разумеется, модель была масштабирована, поскольку ни один 3D-принтер не распечатал бы броневагон в натуральном размере.

В процессе моделирования ребята освоили программу 3D-графики SketchUp. И самое главное – узнали о подвигах, совершённых железнодорожниками в годы Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы полученная 3D-модель стала наиболее наглядной на уроках истории, Дмитрий Румянцев приступил к созданию внутренностей бронепоезда из элементов дополненной виртуальной реальности.

– С помощью 3D-очков можно будет очутиться внутри бронепоезда, узнать, как воевала бригада «Лунинца», – пояснил одиннадцатиклассник.

Этот проект стал удачным примером метапредметности, когда в одном предмете (в данном случае – истории) оказались связаны между собой разные дисциплины. И как раз школьное конструкторское бюро позволяет изучать предметы нестандартными методами, используя и 3D-проектирование, и прототипирование, с помощью которого воплощаются все идеи, пришедшие с набросков. А ребята начинают испытывать настоящий интерес к технике и постепенно определять себе дорогу в большую жизнь.

– У нас сейчас большинство машиностроительных отраслей переходят в «цифру», и 3D-модели применяются во многих сферах. Так что я получаю полезные навыки специалиста будущего и планирую стать инженером-конструктором в машиностроительной железнодорожной отрасли. Ещё подумываю получить специальность проектировщика скоростных магистралей. Для этого буду поступать в Российский университет транспорта либо в Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, – поделился планами Дмитрий Румянцев.
Яна Доля
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31