22 октября 2020 01:39

22 октября 2020 01:39

фото: новосибирский техникум железнодорожного транспорта

«Учу тому, что знаю и умею»

В канун Дня железнодорожника министр транспорта РФ Евгений Дитрих вручил ведомственный нагрудный знак «Почётный железнодорожник» заместителю директора по учебно-производственной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта Александру Сальникову. В беседе с корреспондентом «Транссиба» преподаватель рассказал, почему он выбрал магистраль и как складывалась его педагогическая деятельность.
– Александр Анатольевич, сколько лет вы уже связаны с железной дорогой и что побудило вас сделать этот жизненный выбор?

– Откровенно говоря, я не думал, что буду железнодорожником, и ещё меньше представлял себя в роли преподавателя. С детства у меня была мечта стать военным, как мой отец. И я целенаправленно шёл к моей мечте – окончил суворовское училище, поступил в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище в Благовещенске. Учился на офицера морской пехоты. К сожалению, мой выпуск совпал с сокращениями в армии, и нам, молодым офицерам, не нашлось мест в тех войсках, куда нас готовили.

– Обидно было, что детская мечта не сбылась?

– Обижаться было некогда. Тогда всем в стране было непросто. Пришлось собрать волю в кулак и начинать жизнь по-новому. Я устроился на завод по ремонту локомотивов и вагонов в городе Улан-Удэ. Работал токарем, точил колёса и шестерни для электровозов.

При заводе были мастерские, которые со временем преобразовали в ПТУ, а после – в колледж. Он стал филиалом Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта. С 1996 года я стал совмещать работу с преподаванием в колледже. Новое дело мне понравилось. Видимо, сказались нереализованные командные навыки. Мне было интересно обучать молодое пополнение, тем более, когда ты можешь всё, чему обучаешь, показать личным примером. То есть, как в армии: «Делай, как я!».

Высшее железнодорожное образование я получил, отучившись заочно в Иркутском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Вагоны и вагонное хозяйство». Получив профильное образование, работал в цехах, связанных с ремонтом вагонов, был инженером-технологом отдела главного технолога.

– И всё же карьере на заводе вы предпочли преподавание?

– Это тоже скорее очередной поворот судьбы. В 2005 году мы с супругой решили переехать в Новосибирск. Всё же это столица Сибири, крупный город, перспективы… Правда, когда я приехал искать работу, то найти что-то подходящее по специальности не получилось – нигде на тот момент не было вакансий. Мне посоветовали подождать, а пока обратиться в местный техникум железнодорожного транспорта. Я пришёл, познакомился с руководством – тогда директором был Юрий Константинович Ткачук. Он меня выслушал, посмотрел резюме и предложил должность преподавателя специальных дисциплин. Устраивался я временно, но поработав, решил остаться, и о выборе своём не жалею. У нас замечательный дружный коллектив, интересная работа. Наш труд востребован на железной дороге, потому что наших выпускников ждут на предприятиях.

На данный момент я преподаватель специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава» и совмещаю эту работу с должностью заместителя директора техникума по учебно-производственной работе.

– Скажите, а что, на ваш взгляд, сложнее – работать на производстве или преподавать?

– Конечно, проще работать с железом. Будучи токарем, мне нравилось изготавливать детали, иногда совершенно новые, экспериментальные. Когда уже был руководителем, то коллектив был у меня небольшой, все – профессионалы, взрослые серьёзные люди. На мне была техническая сторона деятельности – модернизация, экспериментальные работы. Тоже было интересно. С детьми сложнее психологически. Молодёжь сейчас другая, они не такие, какими были мы.

– Хуже или лучше?

– Я бы так не ставил вопрос. Они просто другие. Наш техникум ориентирован на производство. А в железнодорожной сфере безответственность и разгильдяйство недопустимы. Если человек хочет в будущем работать на железной дороге, он со студенческой скамьи должен приучить себя к дисциплине и трудолюбию. Ну а необходимые знания он у нас обязательно получит.

– На одном из рейтинговых сайтов я прочёл о вас два комментария: «Преподаватель, который разбирается во всём, что касается железной дороги» и «С закрытыми глазами разберёт вагон». Насколько это соответствует истине?

– Честно говоря, не знал о таких оценках, но признаюсь, это как бальзам на душу. Приятно, когда твой труд и знания уважают. За время работы на производстве я, конечно, многое узнал о железнодорожном транспорте. А по поводу вагона… Разобрать его для меня – не проблема, я же их ремонтировал в своё время, потом преподавал их устройство.

– В 2010 году вы стали победителем конкурса «Лучший преподаватель», организованном Росжелдором.

– Это, конечно хорошо. Но вдвойне приятней, что в 2017 году наш студент Сергей Канавин победил во всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» в номинации «Слесарь по ремонту подвижного состава». А в марте 2020 года на VII всероссийской научно-практической конференции студентов «Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте» нашей студентке Елизавете Козловой был присуждён диплом II степени.

– Александр Анатольевич, в прошлом году вы стали чемпионом по плаванию в спартакиаде «Бодрость и здоровье» среди преподавателей и работников профессиональных образовательных учреждений Новосибирска. Навыки остались с морской пехоты?

– Нет, плавать люблю с детства. А в морской пехоте нас больше бегать учили.

– Но вы ещё и как капитан команды преподавателей по волейболу выступаете отменно. Ваш спортивный коллектив 3 раза подряд становился чемпионом Новосибирска среди педагогов средних специальных учебных заведений.

– А в этом большая заслуга двух наших директоров: первого, Юрия Константиновича Ткачука, и нынешнего – Александра Ивановича Погребняка. Благодаря этим руководителям у нас активно занимаются этим видом спорта и студенты, и преподаватели. Традиционно мы проводим ежегодный турнир на Кубок первого директора техникума, почётного работника транспорта Юрия Ткачука, который, к сожалению, не так давно ушёл из жизни. В этом турнире обязательно заявляется команда от преподавателей, а также приглашается для участия команда выпускников, которые работают на дороге. Тем самым ещё и с помощью спорта поддерживаем связь с производством.

Знаете, на таких встречах самое приятное, когда к тебе подходят твои бывшие ученики и благодарят за науку, за те знания, что им пригодились в работе. Думаю, что это самое дорогое и приятное для учителя – благодарность его учеников.
Беседовал Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30