06 декабря 2020 01:45

06 декабря 2020 01:45

фото: новосибирский техникум железнодорожного транспорта

В содружестве с магистралью

Главная задача техникума – выполнять заказ работодателя, качественно готовить кадры для железной дороги

Александр Погребняк, директор Новосибирского техникума железнодорожного транспорта – структурного подразделения Сибирского государственного университета путей сообщения
– Александр Иванович, ваше учреждение на этой неделе отметило 35-летний юбилей – 1 сентября 1985 года Новосибирский техникум железнодорожного транспорта (НТЖТ) принял своих первых студентов. Что предопределило его появление в Новосибирске?

– Предпосылкой стало выделение из состава Западно-Сибирской железной дороги Кемеровской магистрали, а вместе с ней и двух техникумов железнодорожного транспорта: Томского и Тайгинского. На ЗСЖД остро встал вопрос подготовки новых кадров – специалистов среднего звена. Вместе с тем объём перевозок на Инском железнодорожном узле и магистрали в целом в 1980-е годы приближался к своим пиковым значениям. Эти факторы и сподвигли руководство дороги принять решение об открытии нового техникума железнодорожного транспорта на площадях закрытой школы-интерната № 1, неподалёку от станции Инская.

Первый набор состоял из 120 человек, обучавшихся по двум специальностям. На сегодня к движенцам и вагонникам добавились СЦБисты и путейцы, а число студентов возросло почти в 10 раз – сегодня у нас обучаются без малого 1200 человек.

– Какие основные вехи в развитии НТЖТ вы бы выделили?

– Помимо открытия новых специальностей, значим 1998 год, когда железная дорога создала нам прекрасный учебный полигон. Он оборудован по всем стандартам для пяти специальностей – в нашем техникуме также проходят курсы повышения квалификации энергетиков. Полигон и сегодня считается одним из лучших на сети, что позволило нам 3 года назад провести на его базе региональный этап всероссийского конкурса профмастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший монтёр пути». Кстати, наш студент Николай Гусельников тогда стал победителем регионального этапа и занял второе место в финале в Москве.

В 2000 году была возведена пристройка к основному зданию НТЖТ на 420 мест с кабинетами, лабораториями, цехами учебных мастерских, в 2003 году запущен спорткомплекс, заложивший славные спортивные традиции учреждения. Несколько раз наш техникум удостаивался главной спортивной награды Новосибирской области «Спортивная элита» в номинации «За лучшую спортивную работу в профессиональных учебных заведениях». А наши студенты и преподаватели регулярно побеждают в соответствующих спартакиадах.

Дважды – в 2002 и 2009 годах – наш техникум занимал первое место в рейтинге средних профессиональных учебных заведений железнодорожного транспорта России, и это тоже знаковые события для нас. Для сузов с большой, подчас вековой историей победы такого молодого учреждения были большой неожиданностью.

– В каких направлениях сегодня сотрудничает техникум с Западно-Сибирской магистралью?

– Начнём с того, что без дороги наше учреждение не состоялось бы в принципе. Организация технологической практики в условиях реального производства – обязательный элемент нашего обучения, без которого мы попросту не сможем выдать выпускнику диплом. И в этом направлении с подразделениями полигона дороги налажено самое эффективное взаимодействие.

Ещё одно важнейшее направление нашего сотрудничества – распределение выпускников по предприятиям магистрали. Обязательное трудоустройство после обучения – наш серьёзный козырь в борьбе за абитуриентов. Но это, в свою очередь, накладывает на нас серьёзную ответственность. За качество подготовки с нас спросит основной заказчик кадров – Западно-Сибирская железная дорога.

Все годы нашего существования магистраль помогает нам расширять и обновлять материальную базу. Так, в ближайшем будущем мы планируем получить тренажёрное оборудование для специальности «Организация перевозок и управление на транспорте», уже подготовлен кабинет для него.

Обучение по целевым направлениям, занятия непосредственно на производстве, профориентация, лекции первых лиц предприятий и дирекций – всех направлений нашего взаимодействия с дорогой и не перечислить. Мы чувствуем поддержку надёжного партнера, что даёт уверенность в будущем и нам, и нашим студентам.

– Расскажите о тех, кто делает из вчерашних школьников квалифицированных железнодорожников, – о ваших преподавателях.

– У нас очень сильный преподавательский состав. Все председатели цикловых комиссий выпускных специальностей являются победителями всероссийского конкурса «Преподаватель года» по соответствующим направлениям. Особо хочется отметить тех, кто отдал едва ли не полжизни работе в НТЖТ. Все 35 лет вместе с техникумом Ольга Владимировна Будыгина, великолепный математик, почётный работник среднего специального образования. 34 года готовит кадры основатель специальности движенцев Валерий Дмитриевич Акентьев.

Говоря о ветеранах, в первую очередь нужно вспомнить Юрия Константиновича Ткачука – первого директора Новосибирского техникума железнодорожного транспорта. Становление учреждения выпало на нелёгкие перестроечные и 1990-е годы, и именно благодаря ему НТЖТ выстоял, набор студентов не прекращался, а лишь нарастал, а сам техникум расширял свою инфраструктуру. Юрий Константинович создал сильный коллектив, который и сегодня успешно работает.

– Кстати, о славе. Какими достижениями ваших студентов особенно гордитесь?

– Благодаря высокой квалификации преподавателей-предметников наши студенты становятся победителями и призёрами областных олимпиад по математике, физике, русскому языку, литературе, истории, экономике, иностранным языкам, обществознанию. Студентка Кристина Риф все 4 года своего обучения регулярно побеждала в олимпиадах и конференциях различного уровня, а на международной конференции в Южной Корее, выступая на английском языке, завоевала третье место. В этом году Кристина окончила обучение, но с техникумом не рассталась, оставшись преподавать у нас. Удивительные результаты сейчас показывает студентка Наталья Чудинова, завоевавшая уже 5 призовых мест в разных олимпиадах.

– Как могут ваши учащиеся раскрыть свой творческий потенциал?

– В техникуме действует творческая студия «Экспресс» под руководством Марины Владимировны Сальниковой. Ребята со своими танцевальными, вокальными и другими номерами регулярно выходят на сцену Новосибирского дворца культуры железнодорожников в рамках различных мероприятий, участвуют в выездных профориетационных акциях и т.д.

Кроме того, в нашем техникуме есть традиция – конкурс «Зажги звезду свою сам». Ежегодно в ноябре учащиеся могут показать свои таланты на сцене нашего актового зала, мы выявляем лучших и затем работаем с ними, помогаем им раскрыться и заявить о себе в различных конкурсах и концертах.

– Ваши выпускники разных лет, вероятно, уже добились больших успехов?

– Да, многие занимают руководящие посты на железнодорожных станциях и других предприятиях. В стенах техникума в своё время учились начальник дирекции аварийно-восстановительных средств железной дороги Сергей Баев, заместитель начальника Уральской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Александр Васильцов, начальник службы управления имуществом Московской железной дороги Дмитрий Покровский. И конечно, как не вспомнить нашу выпускницу Ольгу Бочкарёву, первой в отрасли удостоенную звания Герой Труда РФ.

– Какие задачи ставит перед собой техникум-юбиляр?

– Задача простая и одновременно сложная: выполнять заказ работодателя, качественно готовить кадры для железной дороги.
Беседовал Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30