25 ноября 2020 22:20

25 ноября 2020 22:20

фото: архив вячеслава вдовина

Любить без иллюзий

Работник магистрали помогает молодёжи освоить новую профессию

Составитель поездов станции Клещиха Вячеслав Вдовин проработал на железной дороге 10 лет. За это время он не только стал профессионалом своего дела, но и хорошим наставником для молодёжи. У него уже около 15 учеников. Последний на сегодня стажёр приступил к самостоятельной работе в конце августа.
Вячеслав Вдовин не случайно связал свою жизнь с магистралью. Он вырос в железнодорожной семье. По совету отца Сергея Вдовина, механика-радиста моторвагонного депо Новосибирск, поступил в местный техникум железнодорожного транспорта. К тому моменту он уже имел представление о железной дороге и будущей работе: в метель, мороз, жару, ливень – в любую погоду днём и ночью придётся трудиться на улице, не отвлекаясь ни на что другое. В 2010 году Вячеслав Сергеевич перевёлся на заочное отделение техникума и устроился составителем поездов станции Клещиха. А спустя всего полтора года ему поручили стажировать молодого коллегу.

– Был период, когда к нам пришло много новых сотрудников. Опытные наставники были загружены, и руководство станции предложило взять одного ученика мне. Я согласился и достаточно быстро всё ему объяснил. С тех пор у меня было порядка 15 учеников, – говорит Вячеслав Вдовин. – Не у всех получается быть наставником. Грубо говоря, тебе дают «слепого котёнка», в которого нужно вложить знания и опыт. Зато по прошествии времени можно оценить результат своего труда: вот только человек был твоим учеником, а теперь смотришь – он уже дежурный или начальник станции. Да, это ответственно и иной раз тяжело, но мне это интересно.

Конечно, обучение – обоюдный процесс, в котором многое зависит от ученика. Если на станцию приходит железнодорожник с опытом – например, перевёлся из другого подразделения, то рассказать о специфике работы довольно просто. Другое дело, когда перед тобой вчерашний студент.

Вячеслав Сергеевич отмечает, что выпускники техникумов в большей степени подготовлены к работе, чем выпускники вузов. Всё потому, что в университетах путей сообщения делают акцент на развитии управленческих навыков, в то время как начинать приходится с рабочей специальности. В результате студент приходит на предприятие с нереальными целями и огромной мотивацией. А когда через 2–3 месяца молодой работник не получает повышения, запал на усердную работу и саморазвитие пропадает. Первому наставнику приходится объяснять не только технические моменты, но и рассказывать, как на самом деле заслужить продвижение по карьерной лестнице. У выпускников техникумов, объясняет составитель поездов, иллюзий меньше. Их проще обучать, они быстрее впитывают материал. Впрочем, подчёркивает наставник, человек человеку рознь.

– Студенты и выпускники представляют себе работу по-другому, чем это есть в действительности. Летом я в очередной раз в этом убедился, когда вместе с начальником станции Новосибирск-Главный был в Сибирском государственном университете путей сообщения. Перед производственной практикой мы общались с учащимися 2–3 курсов, рассказывали о рабочих профессиях, руководителях магистрали, отвечали на вопросы, – вспоминает Вячеслав Сергеевич. – Главное, что они не осознают, – работать на железной дороге действительно тяжело. Когда учишься, кажется, что всё легко и просто. Приходишь на предприятие – дисциплина, ответственность, спрос со стороны руководства. Пытаюсь эту разницу сразу донести до молодых сотрудников. Для себя я решил так: если не любишь свою профессию, лучше уходить в другую сферу. Работать через силу нельзя ни в коем случае. Многие мои товарищи считают также.

Со временем у составителя поездов появилась своя стратегия наставничества. Во-первых, он выдаёт материал постепенно. Это помогает ученику структурировать новые знания. Во-вторых, Вячеслав Вдовин не повторяет пройденный материал. Если молодой коллега что-то забыл, наставник будет всячески подводить его к нужной мысли. Мозг будет активнее извлекать нужные факты, а ученик – не рассчитывать в дальнейшем на подсказки со стороны. И, наконец, железнодорожник придерживается метода кнута и пряника: и похвалит за успехи, и прикрикнет за промахи. В то же время заместитель начальника станции Клещиха Михаил Матвеев отмечает спокойный, уравновешенный характер наставника:

– Составитель поездов Вячеслав Вдовин – ответственный, исполнительный и дисциплинированный работник. Его отличительная черта в том, что он не оставит без внимания насущные вопросы. Всегда зайдёт, поделится мнением, подскажет решение. Обсуждение рабочих моментов с людьми, которые трудятся непосредственно «в поле», очень важно. Это помогает улучшать условия труда и технологию работы. Не менее ответственно Вячеслав Сергеевич подходит к наставничеству. Можно сказать, он в это дело вкладывает душу. Как результат, его ученики успешно проходят стажировку и в дальнейшем работают на совесть.

Составитель поездов отметил, что периодически совершенствует свои наставнические навыки. Он трижды принимал участие в специализированных семинарах Новосибирского центра организации работы железнодорожных станций. Эти занятия собирают наставников рабочих профессий – дежурных по станции, сигналистов, приёмосдатчиков груза и багажа, операторов и других. Во время мероприятий психолог дирекции, инженеры по обучению и опытные наставники рассказывают о методах взаимодействия и обучения, делятся собственными наработками. При этом специалисты оценивают работу и компетенции участников семинара.

– Благодаря этим семинарам я смог выработать свою стратегию наставничества, освоить конкретные методы. Кроме того, было интересно пообщаться с работниками других станций. Мы говорили друг с другом по радиосвязи, а в лицо ни разу не видели. Такое на железной дороге часто бывает. Был рад пообщаться вживую, – поделился Вячеслав Вдовин.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30