20 октября 2020 16:41

20 октября 2020 16:41

фото: архив марины живило

Автоматизация расчётов

Цифровая трансформация – залог повышения эффективности деятельности специалистов по организации и нормированию труда

Марина Живило, начальник сектора службы организации и оплаты труда Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры
Цифровизация всё более быстрыми темпами набирает обороты как в целом по стране, так и на железнодорожном транспорте. Цифровой этап развития в большей степени обусловлен реформированием системы управления, стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий. Не остался в стороне от происходящих глобальных изменений в области цифровизации и блок управления трудовыми ресурсами.

Хотелось бы отметить, что на Западно-Сибирской железной дороге всегда уделялось повышенное внимание вопросам автоматизации процесса анализа показателей по труду и заработной плате с целью оказания помощи руководителям и специалистам в принятии управленческих решений и уменьшению непроизводительных потерь рабочего времени.

Структурные подразделения железной дороги использовали разные программы по расчёту заработной платы с разной нормативно-справочной информацией. Анализ показателей вёлся вручную и был крайне трудоёмким.

В 2002 году специалистами Новосибирского информационно-вычислительного центра была разработана информационно-аналитическая система по труду и заработной плате (ИАС ТИЗ), позволяющая путём загрузки файлов из разных программ по расчёту заработной платы получить единообразные многоуровневые отчётные формы. Система с успехом функционировала не только на нашей магистрали, но и на Южно-Уральской и Северо-Кавказской железных дорогах.

Но автоматизация не стоит на месте, и на центральном уровне ставятся всё более глобальные задачи. Нужна единая система, которая объединяет всю компанию.

С внедрением Единой Корпоративной Автоматизированной Системы Управления Трудовыми Ресурсами (ЕКАСУТР) расчёт заработной платы всех структурных подразделений стал выполняться в едином стандарте с использованием нормативно-справочной информации. В программе ЕКАСУТР постоянно расширяются функциональные возможности. Так, например, в 2009 году для анализа показателей по труду и заработной платы была разработана подсистема сводной аналитической отчётности по фонду оплаты труда АС АФОТ, в которую данные автоматически загружаются из ЕКАСУТР. АС АФОТ позволяет провести анализ заработной платы работников за любой период по структурному подразделению, производственному участку, производственной группе, ведущей профессии и каждому работнику.

В программе ЕКАСУТР предусмотрена возможность формирования графиков рабочего времени, нормирования фактически отработанного времени и составления необходимых отчётных форм. Основой для составления графика является типовой график рабочего времени. Учёт отработанного времени ведётся в программе ЕКАСУТР в функциональности «Учёт рабочего времени»

С целью планирования и учёта выполненных работ работниками с повременной оплатой труда, начиная с марта 2020 года, выдача нормированных заданий и регистрация их выполнения во всех структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД» проводится в функциональности «Развитие ЕКАСУТР в части формирования форм документации по нормированию труда на железнодорожном транспорте». Имеющиеся отчётные формы позволяют получить анализ нормированных заданий по сотруднику, по профессии, по подразделению. Это позволяет объективно оценить результативность труда каждого работника (бригады работников), повысить эффективность их труда за счёт конкретизации и рационального распределения выполняемых работ, возможности расширения зоны обслуживания, совмещения профессий и должностей при соответствующей мотивации трудовой деятельности.

Ежегодно проводится расчёт и системный квартальный анализ нормативной численности по компании. Две трети расчётов численности автоматизированы в ЕКАСУТР.

В ближайшее время для автоматизации процесса проектирования норм времени, хронометражные наблюдения будут проводиться методом видеофиксации и обрабатываться в Цифровой интеллектуальной системе обработки видеоданных (ФРД-портал). Это позволит повысить качество создания норм времени и снизить издержки на разработку норм времени.

В 2011 году на базе ЕКАСУТР была начата автоматизация корпоративной системы премирования работников филиалов ОАО «РЖД» (АС КСПР). Система позволяет регистрировать выполнение показателей премирования и автоматически производит расчёт размера премии каждому работнику. К сожалению, ввод информации о выполнении работником показателей премирования (плановые и фактические значения) в основном осуществляется вручную. В настоящее время специалистами по труду проведён анализ имеющихся сетевых программ (ЕКАСУФР, ЕКАСУИ, КАСАНТ, АСУШ-2, АС ПКБС). Основная часть необходимых данных в перечисленных сетевых системах имеется, и в дальнейшем они могут быть использованы в качестве источника информации о выполнении показателей премирования для автоматического формирования данных в системе АС КСПР.

В июне текущего года начата работа по импорту некоторых данных о выполнении показателей премирования из внешних систем в АС КСПР (например, показатель «Непревышение плана (права) расходов по перевозочным видам деятельности, млн руб.» из отчётной формы 7-У ЕК АСУФР). Это позволит сократить трудозатраты специалистов по труду и исключить негативные последствия человеческого фактора.

Автоматизированы процессы расчёта вознаграждения по дополнительным системам поощрения: Положению о выплате работникам ОАО «РЖД» единовременного вознаграждения за преданность компании и Положению о вознаграждении работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за обеспечение безопасности движения. Расчёт выплаты вознаграждения за преданность компании полностью автоматизирован и позволяет исключить ошибки при составлении списков работников и расчёта размера вознаграждения.

Автоматизация процесса вознаграждения за обеспечение безопасности движения требует дополнительной доработки: при определении рейтинга работы не для всех показателей предусмотрена интеграция из внешних источников. Распределение суммы вознаграждения по структурным подразделениям, к сожалению, тоже осуществляется вручную.

Имея большой массив данных в информационных системах, необходимо в дальнейшем повышать уровень интеграции информационных систем. Нормативно-справочная информация (коды структурных подразделений, коды профессий, служб и другое) должна быть единой для всех информационных систем. Необходимо исключить формирование многочисленных информационных потоков с единым набором показателей.

Непростая ситуация, сложившаяся в 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, показала, что перевод инженеров по организации и нормированию на удалённый режим работы в цифровой формат не нанёс ущерба в процессах нормирования и оплаты труда.

Цифровая трансформация подразумевает не только перевод в цифровой формат или хранение в цифровом формате традиционных форм данных, но и разработку процессов использования оцифрованных данных, что особенно важно при хранении и передаче больших объёмов информации в таких крупных корпорациях, как ОАО «РЖД».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31