23 октября 2020 08:43

23 октября 2020 08:43

фото: татьяна герасёва

От вируса и каверзных вопросов

В университетах путей сообщения, техникумах железнодорожного транспорта и других отраслевых образовательных учреждениях завершился учебный год. Впервые будущие железнодорожники защищали дипломные работы в дистанционном формате.
Преподаватели образовательных учреждений сходятся во мнении: итоговая аттестация в этом году была сложнее и напряжённее, чем прежде. Заместитель директора по воспитательной работе Томского техникума железнодорожного транспорта Наталья Куделькина напомнила, что педагогам и студентам пришлось адаптироваться к новым «образовательным отношениям». Так, при подготовке дипломных проектов выпускники были вынуждены консультироваться с руководителями по телефону и через мессенджеры. Из-за этого терялась наглядность объяснений, и студенты боялись допустить ошибки в своих исследованиях. Но в итоге все получили допуск к защите. В Новосибирском колледже транспортных технологий имени Н.А. Лунина для студентов провели предзащиту, которая стала традиционным этапом подготовки. В этом году её цель была не только отыскать белые пятна в квалификационных работах, но и отработать технические моменты. И здесь не обошлось без сюрпризов.

– Студенты находились дома, а комиссия – в колледже. Они созванивались через Skype, при этом видео выводили на большой экран. Однажды нам сообщили, что весь день не будет электроэнергии. Отключения были во всём районе. Специалисты нашего информационно-технического отдела быстро сориентировались и организовали видеоконференцию на площадке другого корпуса. То есть во время защиты мы уже были готовы при необходимости поменять место дислокации, – рассказала заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Татьяна Санькова.

Также в «лунинском» колледже предусмотрели, что у выпускников могли возникнуть технические сбои. При наличии сложностей с подключением, студенты имели возможность приехать в альма-матер и воспользоваться для защиты специально оборудованным кабинетом. При этом, как и их сокурсники, с комиссией они не встречались, а общались посредством видеосвязи.

После каждого студента кабинет обрабатывали, что было совсем не сложно, ведь таких ребят было очень мало.

– В этом году было много волнений. У некоторых ребят был страх перед дистанционной защитой. Они опасались, что подведёт именно техническая сторона. При этом сами работы, презентация были на достойном уровне, – отметила Татьяна Санькова. – Предварительная работа, которую мы провели, помогла ребятам освоиться и адаптироваться к новым условиям. Свои плюсы есть и для преподавателей: они освоили новые программы и мессенджеры.

Заместитель директора по воспитательной работе Тайгинского института железнодорожного транспорта Валентина Одинцова рассказала, что для успешного проведения государственной итоговой аттестации в учебном учреждении разработали «Экзаменационную комнату». В программе у каждого студента был личный кабинет, где можно было заранее подготовиться к презентации. В числе отличников оказались ребята, выполнявшие дипломные проекты, утверждённые на грант ОАО «РЖД». Например, Андрей Голендухин представил работу «Разработка системы льдоскалывания на снегоуборочную машину типа ПСС-1К», а Ярослав Климов рассказал об организации и расчёте защиты от однофазных замыканий на землю и технике поиска мест повреждения в сетях 6–35 кВ. Впервые трансляцию защиты квалификационных работ можно было посмотреть в режиме реального времени на Youtube.

В целом, в образовательных учреждениях отметили, что дистанционная форма обучения и дистанционная защита не сказались на результатах. Оценки работ остались на уровне прошлого года.

– Сдача экзаменов также проходит в удалённом режиме. Естественно, не предполагалось, что для практической части нужно будет специальное оборудование, потому что дома у ребят его просто нет. В этом году практическая часть была расчётного, исследовательского характера. То есть раньше причину отказа нужно было выявить на аппаратуре, а теперь – на схеме, – говорит Наталья Куделькина. – Чтение схем – это тоже немаловажный факт технологического процесса. Согласно федеральным образовательным стандартам, студенты должны уметь это делать.

Что касается торжественной церемонии вручения дипломов, во многих учебных заведениях эту процедуру отменили. Расставляя приоритеты в пользу здоровья студентов, документы им вручали по графику с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.

– Понятно, что в сложившейся ситуации не было особой торжественности, но мы всё равно постарались, чтобы в этот момент выпускникам было приятно, – подчеркнула Татьяна Санькова. – Очевидно, что для них это действительно важно: не просто в канцелярии получить свой диплом, а услышать именные поздравления от лица администрации колледжа. Они ждали этих слов и были рады.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31