13 августа 2020 00:45

13 августа 2020 00:45

фото: архив николая бубнова

При необходимости – действовать

Железнодорожник не растерялся, оказавшись в нестандартной ситуации

В конце апреля работники эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк (ТЧЭ-15) обнаружили опасный дефект пути и лично убедились, как он сказывается на движении поездов. «Казалось, будто электровоз сошёл с рельсов», – вспоминает машинист Николай Бубнов.
Инцидент произошёл на перегоне Ерунаково – Красулино. Одиночный электровоз следовал по первому пути, когда на 65 км бригада ощутила «вертикальные колебания локомотива». Немногие знают, что скрывается за этой казённой формулировкой. Если автомобиль на разбитой дороге кидает вверх-вниз, то локомотив на неровном пути ведёт в сторону.

– Мы почувствовали боковой толчок. Ударило так, что, казалось, будто локомотив сошёл с рельсов. За 14 лет работы я столкнулся с таким впервые. Мгновенно охватывает испуг, но длится он буквально секунды. Дальше мы просто действовали по инструкции, – рассказывает Николай Бубнов. – Я применил служебное торможение и в этот момент отслеживал состояние локомотива. Только когда стало очевидно, что схода нет, можно было облегчённо выдохнуть. О причинах и месте остановки я по радиостанции доложил дежурному, ограничивающему перегон, и направился осматривать участок, где произошёл толчок.

Принцип работы многих железнодорожников машинист ТЧЭ-15 описывает известной фразой «предвидеть опасность, по возможности избежать её, при необходимости – действовать». Но внутренняя готовность к чрезвычайным происшествиям тесно связана с уже имеющимся опытом, уточняет он. Помощник машиниста Сергей Валентов проработал на магистрали всего два года и инцидент произвёл на него сильное впечатление. Тем не менее, молодой железнодорожник не растерялся: пока его старший коллега отсутствовал, он продолжил выполнять свои должностные обязанности – заполнил необходимые бланки.

Приблизившись к месту происшествия, Николай Юрьевич увидел просевшую колею. Такие деформации, пояснил он, происходят постепенно. Растаявший снег, дожди вымывают щебень, а постоянные нагрузки измельчают его, пока под тяжестью очередного поезда балласт не рассыплется. Если бы в этот раз за электровозом тянулся ряд гружёных вагонов, возможно, исход истории был бы куда печальней. Осмотрев место, отметив просадку и искривление пути, машинист вернулся в кабину и доложил обо всём дежурному. От момента остановки до возобновления движения прошло 8 минут. Дежурный отреагировал оперативно: перегон закрыли для движения и направили на место бригаду путейцев.

– Такие случаи происходят довольно редко. Ребята сами, наверное, сначала были в шоке. Тем не менее, в этой нестандартной ситуации они действовали абсолютно правильно, как будто раньше специально тренировались, – отметил машинист-инструктор локомотивных бригад ТЧЭ-15 Вячеслав Жаравин. – В целом, эта локомотивная бригада трудится слаженно, ответственно относится к своим обязанностям. Они достаточно активно работают с «Книгой замечаний машиниста». К примеру, за май эта локомотивная бригада внесла в неё порядка 20 записей.

За профессиональные действия в непростой ситуации и обнаружение опасного дефекта машинист Николай Бубнов и помощник машиниста Сергей Валентов награждены знаком «За безопасность движения». Правда, из-за пандемии вручение награды пришлось отложить.

– В любом происшествии важен человеческий фактор, который может сказаться как отрицательно, так и положительно. И чтобы быть готовым к различным ситуациям, надо постоянно повторять известный материал, узнавать что-то новое. То есть повышать профессиональный уровень и квалификацию, – уверен Николай Юрьевич. – Для этого у нас есть система дистанционного обучения, где мы регулярно знакомимся с новыми инструкциями, повторяем старые, проходим тесты. Имея знания и опыт, в нашей работе можно преодолеть всё. Не вижу никаких трудностей.

Но главный секрет в работе, по мнению Николая Бубнова, – это любовь к своему делу. Он рассказал, что свою профессию выбрал ещё в детстве, когда его отец – помощник машиниста Юрий Николаевич Бубнов – брал его с собой в депо. Тогда атмосфера, окутавшая железнодорожное предприятие, станции и поезда, казалась ему романтичной. И это мнение в значительной степени сохранилось до сих пор. Переняв от отца любовь к магистрали, в 2006 году он с отличием окончил экономико-отраслевой колледж (ранее – профессиональный лицей № 13) в Новокузнецке и сразу же устроился помощником машиниста в местное эксплуатационное локомотивное депо. Уже через три года, пройдя обучение в Тайгинской технической школе, самостоятельно стал управлять локомотивом. Сейчас он уже замещает машиниста-инструктора локомотивных бригад.

– Работать в пассажирском движении – это, конечно, престижно и огромная ответственность, ведь ты везёшь пассажиров. Но мне больше нравится водить грузовые поезда. Здесь как раз-таки чувствуется та самая романтика, которая когда-то привлекла меня в эту профессию, – поделился Николай Юрьевич. – Это связано с тем, что в пассажирском движении каждый раз ведёшь локомотив из пункта А в пункт Б и никак по-другому. В грузовом движении нет такого однообразия – осваиваешь разные участки. Сегодня направляешься в Белово, завтра – на Инскую. И в пути может произойти всякое.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30