15 июля 2020 08:19

15 июля 2020 08:19

фото: михаил пермин

«Мы будем первыми!»

Новосибирский железнодорожник стоял у истоков цифровизации отрасли

Первый заместитель начальника Новосибирского информационно-вычислительного центра (ИВЦ) Сергей Вакалов в марте награждён высшей отраслевой наградой – знаком «Почётный железнодорожник». Сергей Александрович принял непосредственное участие в разработке и внедрении на дороге всех основных автоматизированных систем и программ за последние три десятка лет.
Сергей Вакалов не искал возможности устроиться на железную дорогу – отрасль сама его нашла:

– Когда я учился на третьем курсе матфака Алтайского госуниверситета, к нам в вуз заглянул начальник машиносчётной станции Алтайского отделения железной дороги (предшественник современного ИВЦ) Владимир Козлов с целью набрать перспективных молодых специалистов. Железная дорога стояла на пороге бума информатизации, значительно обгоняя в этом плане многие другие отрасли. Это был мой счастливый билет.

Перефразируя реплику из известного фильма, скажем, что Вакалов вовремя разглядел, что программированию принадлежит будущее, а потому, не раздумывая, согласился. Попробовал свои силы на предприятии, с головой ушёл в «железнодорожную информатику», а в 1990 году, сразу после окончания вуза, устроился в штат машиносчётной станции. В те годы слово компьютер было известно далеко не каждому (использовались ЭВМ серии «Искра»), а язык программирования «Фортран», в котором писал свои первые программы Сергей Александрович, вряд ли что-то скажет молодому IT-специалисту.

Западно-Сибирская магистраль и её Алтайское отделение в 1990-х годах и правда были в авангарде цифровизации (хотя сам этот термин тогда ещё не применяли). Железнодорожники стояли у истоков автоматизации бухгалтерского учёта – сегодня без таких программ нельзя представить функционирование любого предприятия вне зависимости от сферы деятельности.

– Мы создавали множество программ – тогда перед программистами ставили много творческих, дальновидных задач. «Этого никто раньше не делал? Значит, мы будем первыми», – таков был наш девиз. Но всё же гораздо важнее для меня, что при моём непосредственном участии, а затем и под моим руководством внедрялись практически все автоматизированные системы, которые сегодня участвуют в обеспечении перевозочного процесса: ЭТРАН, ГИД, КЛУБ и сотни других, – с гордостью говорит железнодорожник.

Любому профессионалу, который стремится к развитию, необходимо постоянно заниматься саморазвитием, быть, что называется, на волне. Но к профессии программиста, бешено набирающей обороты, эти требования особенно высоки: перестанешь расширять горизонты – станешь профнепригоден. А программисту-железнодорожнику необходимо ещё и осваивать тонкости тех или иных профессий на транспорте. Внедряешь систему управления движением – становись движенцем. Осваиваешь АИС, связанную с локомотивом, – изучай его устройство на уровне слесаря и даже лучше. Всё это сделало Сергея Вакалова «многостаночником», понимающим изнутри, как работает магистраль.

Несмотря на то, что сегодня перед Вакаловым стоят, в основном, руководящие и административные задачи, программирование он продолжает изучать. По его словам, бывших программистов не бывает – это особый способ мышления, который уже не изменить.

Сергей Александрович признаётся, что традиции для него – не пустой звук. Свой многолетний опыт он как наставник передаёт молодым работникам и студентам – при ИВЦ действует базовая кафедра Сибирского госуниверситета путей сообщения. Помогает и образование: по специальности он «математик-преподаватель».

– К понятию «трудовая династия» я также отношусь с почтением. Обе мои дочери – Анастасия и Анна – трудятся сегодня в Центральном ИВЦ, – отмечает Сергей Вакалов.

Новосибирский информационно-вычислительный центр остаётся в авангарде отрасли, ведь цифровизация – одно из главных направлений развития компании. По словам собеседника, IT-технологии позволят холдингу и железной дороге совершить рывок в развитии, повысить производительность и эффективность.

Работники центра решают и совершенно нестандартные задачи. Так, из-за сложной эпидемиологической ситуации на работников Новосибирского ИВЦ легла задача не менее ответственная, чем на медиков. Нужно было в кратчайшие сроки перевести несколько тысяч сотрудников дороги на удалённую работу: развернуть дополнительные мощности, интернет-каналы, каналы связи и т.д. Нагрузка на коллектив и его руководителей легла тяжелейшая, но справились и с ней, понимая, что от оперативного выполнения этой задачи зависит здоровье коллег.

– Награда, которой меня удостоили, – это награда всего нашего коллектива, мои коллеги – её фундамент, – добавляет Сергей Александрович.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30