06 апреля 2020 01:37

06 апреля 2020 01:37

фото: анатолий болдырев

Приём от Ломова

За 20 лет в Кузбассе была создана новая современная база для обеспечения железнодорожников и членов их семей различными товарами и услугами

Первооткрывателю сетевых точек горячего питания и специализированных ветеранских магазинов, почётному железнодорожнику и почётному ветерану железной дороги Петру Ломову в январе исполнилось 80 лет.
Пётр Петрович хоть и не увидел ужасов Великой Отечественной, но всё же считает себя ребёнком войны. Хорошо помнит, как в Ленинск-Кузнецкий район Кемеровской области, где он в 1940 году родился, вернулся с фронта его отец.

– Он был настоящим героем, воевал на Украине, освобождал Белоруссию. Получил два ранения, после которых в теле остались осколки, – вспоминает Пётр Петрович. – Много о войне папа не рассказывал, больше о работе. Из семьи потомственных крестьян, батя руководил в своё время довольно большими колхозами.

Тяга к труду от Петра Ломова-старшего с лихвой передалась младшему. Мальчик с детства помогал родителям по хозяйству, а когда пришла пора учиться, старательно выводил в тетрадке буквы и цифры и совсем не прочь был после трёх обязательных классов перейти в последующие и закончить в итоге десятилетку.

– По меркам послевоенного времени с полным средним образованием я был если не академик, то почти профессор, – не без юмора говорит Ломов. – А если серьёзно, то таких, как я, счастливчиков по пальцам можно было пересчитать. После школы окончил училище на автослесаря, а затем повернул совсем в другую сторону, вернее, в угольные недра земли Кузнецкой. Три года трудился под землей на горизонте 300 метров машинистом шахтовых установок, успел параллельно окончить курсы электрослесарей.

Кажется, судьба Ломова была окончательно определена. Горняки уважали молодого коллегу. Производственные задания на очистном фронте он перевыполнял. Расти себе по карьерной лестнице и радуйся. Но была, да и, наверное, осталась у него человеческая черта внутренней неуспокоенности и поиска идеального для себя дела. Вот чтобы, как говорят, по сердцу, совсем идеального.

– Как-то за ужином, откусив кусочек ароматного горячего хлеба, испечённого мамой в пекарне, где она тогда трудилась, я поинтересовался, как это у неё такой хлеб выходит. Мама улыбнулась: «Вся технология, сынок, в руках и в душе». Разговорились о её профессии. И мне тоже страсть как захотелось если не пекарем быть, то заботиться о том, чтобы у других людей всегда на столе был такой же ароматных хлеб, а в доме – необходимые товары. Словом, чтобы граждане наши ни в чём не нуждались. Так и решил поступить в Новосибирский институт советской кооперативной торговли, – поведал «Транссибу» историю своей переквалификации ветеран.

О студенчестве Пётр Ломов вспоминает с удовольствием: как дежурили в комнате с товарищами по очереди, как подрабатывал в охране сутки через двое, прибавляя к 22 рублям кровной стипендии ещё 46. И жили-то неплохо. Рубль в день на питание, рубль – на кино с танцами. Да ещё в конце месяца оставалось.

И была в институте одна ключевая деталь. Перед самым дипломом студенты уходили на годичную практику на реальные должности. Ломов успел поработать в родном Ленинск-Кузнецком райпотребсоюзе и технологом, и начальником одного из отделов. Умудрился даже несколько прогрессивных форм в работу сельской кооперации внести, став признанным лидером конкурса профессионального мастерства.

Уже после защиты диплома, вернувшись в Ленинск-Кузнецкий райпотребсоюз, а потом на посту руководителя Беловского райпотребсоюза Пётр Петрович значительно расширил районные сети кооперативной торговли. Именно он одним из первых в Кузбассе начал проводить народные двухдневные ярмарки. Это позволило сделать торговлю более доступной и увеличить товарооборот самого райпотребсоюза.

Конечно, талантливого руководителя не могли не заметить. Скоро пригласили в Кемерово. Волновался, ведь областной масштаб – дело совсем иное, да ещё в должности зампредседателя по сельхоззаготовкам.

Как гром среди ясного неба стало для Ломова в 1979 году приглашение возглавить службу рабочего снабжения на только что созданной Кемеровской железной дороге. Протекцию ему сделал один товарищ, с которым работал ещё в Беловском райпотребсоюзе. Он как раз трудился на Западно-Сибирской магистрали. Начинать надо было с нуля, поэтому прыгал Пётр Петрович, как в холодную воду.

– Чего там греха таить, все ОРСы были планово-убыточными, с чем, странным для меня образом, на предприятиях давно смирились, – вспоминает юбиляр. – Нет уж, подумал я, решив во чтобы то ни стало переломить ситуацию. Пересмотрели систему премий, заинтересовали людей, реанимировали имеющуюся технику и закупили новую. И, конечно, открывали магазины, новые точки общепита на отдалённых станциях и в депо. Открыли цеха по переработке мясной продукции и овощехранилища в Новокузнецком, Беловском, Тайгинском, Топкинском, Кемеровском районах. А в Тайге ещё на переданном нам с городского баланса бывшем молзаводе организовали цех по производству безалкогольных напитков.

По сути, с 1979 по 1999 годы в Кузбассе была создана новая современная материально-техническая база для обеспечения 80 тыс. железнодорожников и членов их семей различными товарами и услугами.

Пётр Ломов впервые на сети железных дорог организовал пункты горячего питания в магазинах, расположенных на линейных станциях.

– А идея проста, как день, – говорит он. – Поставили в магазины 2–3 столика, организовали чайник, плитку, холодильник, снабдили свежими полуфабрикатами, гарнирами, салатами. И человеку нести уже из дома банки-склянки не нужно. Вот оно, свеженькое, горяченькое, и по цене доступное. Здесь же, в продуктовом магазине.

Но и на этом не остановился Ломов, придумал специализированные ветеранские магазины на узлах, где цены на 10–15% были ниже городских. При этом продуктовый ассортимент куда шире.

– И попробовал бы кто эти цены повысить самовольно, – говорит Пётр Петрович.

Люди за такую заботу готовы были Ломову памятник поставить. Притом не только железнодорожники, но и обычные жители городов и районов. Сначала кузбасских, а когда Кемеровскую и Западно-Сибирскую магистрали объединили, и Пётр Петрович перешёл в Новосибирск, его как новатора узнали в других сибирских регионах.

Пункты горячего питания и ветеранские магазины появились на станциях Барабинск, Татарская, Чулымская. Его, как сейчас бы сказали, инновационная деятельность, рассмотренная тогда на отдельной коллегии Министерства путей сообщения РФ, была широко распространена на сети железных дорог.

Пётр Петрович уже 15 лет на пенсии, но по-прежнему остаётся верным тружеником магистрали. Практически каждый день его можно встретить в стенах Кузбасского регионального координационного совета ветеранов войны и труда. Здесь он со своими верными друзьями, в прошлом коллегами, обсуждает новые проекты.

– Сейчас к Дню Победы готовим памятный альбом о ветеранах региона. Это будет очень тёплый и важный проект, где мы расскажем о героях войны и труда, – отмечает юбиляр.

Несмотря на почтенный возраст, Пётр Ломов большую часть своего времени проводит за рулём любимого автомобиля.

– Но при этом не забываю ходить пешком, – улыбается Пётр Петрович. – Главное, быть в движении и успеть сделать всё намеченное. А дел с возрастом, как ни парадоксально, только прибавляется. Тогда будем жить!
Анатолий Болдырев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31