16 декабря 2019 13:52

16 декабря 2019 13:52

фото: михаил пермин

На защите природы

Начальнику Центра охраны окружающей среды железной дороги Ирине Трубниковой присвоено звание «Заслуженный работник в области охраны окружающей среды Новосибирской области». Награду ей вручили 1 ноября первый заместитель председателя регионального правительства Владимир Знатков и председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.
Этой наградой были отмечены заслуги и Ирины Александровны, и возглавляемого ею коллектива в области охраны окружающей среды, сохранении и воспроизводстве природных ресурсов, предотвращении, локализации и ликвидации природных и техногенных катастроф, разработке и освоении малоотходных и безотходных технологий по утилизации отходов.

Центру, который возглавляет почётный железнодорожник Ирина Трубникова, в следующем году исполнится 9 лет. Он включает в себя головное подразделение в Новосибирске и 4 сектора с аккредитованными лабораториями в регионах. Всего здесь работают 58 высококвалифицированных специалистов в вопросах защиты окружающей среды от негативного воздействия.

С природоохранной работой на Западно-Сибирской железной дороге корреспондентов «Транссиба» знакомит заместитель начальника центра Ольга Шлапакова:

– Одна из наших основных задач – не допустить нарушений природоохранного законодательства. И нам это удаётся. Вот уже 5 лет центр охраны окружающей среды Западно-Сибирской магистрали – в тройке лидеров в сетевом рейтинге инженерной деятельности по воздействию на окружающую среду. В прошлом году, например, мы заняли третье место.

В своей работе сотрудники центра ориентируются на Экологическую стратегию ОАО «РЖД», основными параметрами которой являются снижение вредных выбросов в атмосферу, уменьшение сбросов недостаточно очищенных стоков в водоёмы и централизованные канализационные сети, увеличение вовлечения отходов во вторичный оборот. По словам Ольги Шлапаковой, за последние 5 лет под руководством и при колоссальной поддержке главного инженера железной дороги Андрея Ивановича Черевко, благодаря совместной работе сотрудников центра и экологов дирекций и структурных подразделений магистрали, удалось уменьшить на 54% сброс недостаточно очищенных вод в водоёмы (неочищенные исключены вообще) и снизить выбросы в атмосферный воздух на 36%. Также за 5 лет сокращена на 62% плата за превышение нормативов качества стоков воды в канализационные сети.

Помимо этого, в сферу деятельности центра входит борьба с несанкционированными свалками и разработка экологической документации, реконструкция природоохранных объектов и производственный экологический контроль, профилактическая работа и экологическое просвещение.

– Обо всём этом вам более подробно расскажут наши специалисты, – приглашает на импровизированную экскурсию по центру Ольга Шлапакова.

Главное – контроль!

По словам инженера по охране окружающей среды Дарьи Шалягиной, одно из важнейших направлений работы центра, которым она занимается, является заключение заказ-нарядов с дирекциями на производственный контроль источников загрязнений. Он включает в себя замеры атмосферного воздуха и промвыбросов, химический анализ сточных вод и почв, определение уровня шум-вибрации и многое другое. Благодаря работе с лабораториями центра, без привлечения сторонних организаций, подразделениям дороги удаётся сократить свои эксплуатационные расходы на лабораторный контроль и на разработку нормативно-экологической документации.

– За 2019 год таким образом удастся избежать трат на 22 млн руб., – сообщает Дарья Шалягина.

Ведущий инженер Олеся Мишакина контролирует разработку нормативно-эксплуатационной документации.

– У нас в каждом регионе есть специалисты, которые занимаются разработкой расчётов по выбросам и отходам, – рассказывает специалист. – Более 85% разрешительной экологической документации, требуемой по полигону железной дороги, разрабатывается нашими сотрудниками.

Также в обязанности Олеси Мишакиной входит заключение договоров с аварийно-спасательными формированиями, которые в случае чрезвычайных ситуаций на дороге должны будут ликвидировать разливы нефтепродуктов и химически опасных грузов.

– Нами разработан дорожный план действий на случаи ЧС, – говорит она. – Все документы согласованы и утверждены в региональных структурах МЧС и областных администрациях, руководством МЧС РФ и Западно-Сибирской железной дороги.

Инспектор по охране окружающей среды Анна Приходько отвечает за охрану водных ресурсов:

– Мы анализируем качество сточных вод в 270 колодцах железной дороги, из которых 24 колодца контролируются водоканалами, 3 выпуска – со сбросом напрямую в реки – подотчётны государственным органам власти. Также мы контролируем эффективность работы 18 локальных очистных сооружений сточных вод. Наша основная задача – снизить плату за превышение нормативов качества сбросов сточных вод, исключив неправомерные действия внешних надзорных органов при проведении отборов проб и анализов качества сточных вод. Так, в 
2018 году нам удалось оспорить 2 млн руб., предъявленных водоканалом Новосибирска. Благодаря совместной работе центра с региональными дирекциями и структурными подразделениями, на железной дороге с 2014 года сверхнормативная плата за сбросы снижена на 10 млн руб., а объём сбросов загрязнённых стоков сокращён на 1 млн кубических метров.

Исправляя чужие «грехи»

Профилактическая работа по предотвращению появления несанкционированных свалок в полосе отвода и контроль за их устранением – тоже обязанность центра. Инспектор по охране окружающей среды Анна Слесарева рассказала, что в течение года в границах полосы отвода возникало более 100 таких незаконных объектов, организуемых жителями прилегающих территорий, дачниками и собственниками гаражей.

– В этом году у нас был запущен пилотный проект по установке в трёх таких местах видеокамер круглосуточного действия, – сообщает специалист. – Эффективно это сработало там, где производилась несанкционированная выгрузка мусора из машин. Теперь это полностью исключено, что позволило железной дороге избежать трат на его уборку и последующий вывоз. В будущем году мы планируем дополнить количество этих видеокамер.

А ещё, по словам Анны Слесаревой, центр совместно с Западно-Сибирской дирекцией инфраструктуры занимается ликвидацией объектов накопленного экологического ущерба, чаще всего возникших не от деятельности железной дороги.

– Так, нам в «наследство» достались битумные накопители, оставшиеся в границах полосы отвода ещё с 60–70 годов прошлого века, когда дорожно-строительные организации проводили здесь работы по прокладке шоссе, – рассказывает она.

По сути, это ямы, в лучшем случае с железобетонным основанием, куда выгружали битум, а потом их просто бросили. Помимо экологической опасности, они представляли угрозу жизни людей. Всего таких объектов было 23, и за 8 лет удалось ликвидировать почти все. Было вывезено и ликвидировано 20 тыс. кубометров загрязнённого нефтепродуктами грунта. И хотя это потребовало внушительных затрат в 97 млн руб., предотвращённый вред оценивается более чем в 198 млн руб. В скором времени предполагается ликвидация последнего такого накопителя на станции Иртышское.

Отходно-доходное дело

Говоря о работе с отходами, заместитель начальника центра рассказывает, что с 2014 года на железной дороге организована работа по сбору и передаче в специализированные организации бумаги, пластика и стекла. За этот период уже собрано свыше 800 тонн.

– А ещё на базе путевой машинной станции № 177 совместно с Западно-Сибирской дирекцией по ремонту пути мы реализовали первый на сети дорог проект по переработке резинотехнических изделий, – отмечает Ольга Шлапакова.

Благодаря инвестициям, была приобретена специальная установка, произведённая, кстати, на предприятии Новосибирской области. С мая прошлого года на ней уже было переработано 230 тонн отходов резины (элементов пути) в крошку трёх фракций. Из этой крошки изготовлено более 3 тыс. квадратных метров плитки восьми модификаций и различных цветовых гамм, которые используются для благоустройства технологических проходов на производстве, а также для детских площадок.

– Наши изделия вызвали большой интерес на прошедшем в сентябре этого года международном форуме «Технопром», – с гордостью говорит заместитель начальника центра.

В следующем году предполагается утилизировать весь годовой объём резинотехнических отходов дороги – это порядка 330 тонн.

Лабораторным путём

Начальник производственной экологической лаборатории Юлия Роднаева не только возглавляет одну из 4 аккредитованных лабораторий в центре, но также координирует деятельность всех остальных. Их задача – оценка воздействия предприятий магистрали на окружающую среду лабораторным путём и проверка соблюдения установленных законодательством нормативов.

Лаборатории обладают обширным перечнем оборудования, приборами и поставленными методиками, позволяющими проводить широкий спектр количественных химических анализов загрязняющих веществ на объектах по 139 параметрам.

– Для плановых выездов наши сотрудники используют передвижные экологические автолаборатории, и до конца года мы получим ещё две единицы транспорта, полностью перекрыв потребность железной дороги, – подчёркивает Юлия Роднаева. – Для обслуживания участков и станций, труднодоступных для автотранспорта, мы используем экологический вагон-лабораторию, который приобретён в этом году.

Разнообразие приборов и их устройство на уровне мировых аналогов делают вагон-лабораторию настоящим экологическим штабом на колёсах. Здесь оперативно выясняют полную картину экологического состояния местности, любого производства.

Благодаря современному оснащению и профессиональной работе сотрудников лабораторий центра потребность в производственном контроле железнодорожных предприятий магистраль закрывает на 100%.

И словом, и делом

А ещё здесь реализуют программу «Экологическое просвещение». Как рассказала инспектор по охране окружающей среды Оксана Колотовкина, за 9 месяцев текущего года силами сотрудников центра с привлечением экологов дирекций и структурных подразделений было проведено более 2,5 тыс. технических занятий по вопросам экологии с охватом свыше 45 тыс. человек. Кроме того, были проведены мероприятия в рамках Всемирного дня охраны окружающей среды, в котором приняли участие 
250 железнодорожников.

– Стараемся охватить вниманием и молодое поколение, – говорит Оксана Колотовкина. – В Новосибирске 200 детей из трёх железнодорожных детских садиков прошли посвящение в ряды «Эколят – молодых защитников природы». В остальных регионах посвятили в ряды эколят около 190 ребятишек.

Кроме занятий и агитации, центр организовал немало практических мероприятий, в которых приняли участие сотрудники 170 подразделений дороги. Ими было убрано от отходов и мусора свыше 750 тыс. квадратных метров территории и вывезено более 100 тонн отходов в специализированные организации. В рамках различных акций в этом году было высажено 75 тыс. деревьев.

Завершая встречу, Ольга Шлапакова подчёркивает:

– Центр не смог бы проводить на дороге такую насыщенную и разнообразную экологическую работу, если бы не чёткая организация и огромная энергия, порядочность и профессионализм, коммуникабельность и принципиальность нашего руководителя – Ирины Александровны Трубниковой. И мы рады тому, что наш с нею труд по защите природы родного края был замечен региональным руководством и высоко оценён.
Олег Таран

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30