18 октября 2019 02:08
18 октября 2019 02:08
фото: ольга левина

«С детства мечтал водить поезда»

Любовь к профессии машиниста локомотива в карасукской семье Шопиных передаётся из поколения в поколение

Пять поколений железнодорожников Шопиных более века работали и продолжают трудиться на предприятиях Карасукского узла. Основатель династии Истафий Павлович строил этот участок стальной магистрали, а его потомки водят поезда.
Попал в число счастливчиков

Как и большинство подростков военных лет, Николай Шопин в свои четырнадцать начал трудиться в промывочном цехе паровозного депо в Купино. В свой трудовой «бой» пошли и его братья. Это был 1943 год.

– Я менял буксоры, подшипники, опускал колёсные пары. За плечами – только семь классов. В депо у нас трудилась вся семья: отец слесарил с основания предприятия, с 1916 года, и мы – три брата. Отца не призвали на фронт по здоровью, и нам не пришлось повоевать. Хотя в то время все хотели на передовую бить фашистов, – вспоминает Николай Андреевич.

В 1949 году парня призвали в армию. Он попал в танковые войска, служил в Белорусском военном округе. Когда демобилизовался, отдохнул – и вновь слесарить в депо. В цехе задержался ненадолго, перевели его в кочегары паровоза.

– Я очень хотел управлять локомотивом. Тогда желание работать было огромное, а желающих ещё больше. Потому выбирали из лучших. Попал в число счастливчиков, окончил курсы в Петропавловской технической школе. И стал машинистом, как и мои братья: Пётр, он на год старше меня, Анатолий, который самый грамотный был, десять классов окончил, – рассказывает ветеран труда.

Локомотивы водил Николай Шопин уже в Карасуке, куда в начале 1960-х годов перевели депо из Купино. Супруга Анна Семёновна учила детей начальных классов в школе № 49.

На малой родине остался лишь отец-пенсионер, который в депо отработал до заслуженного отдыха.

Работали легко и дружно

Николай Шопин водил грузовые поезда по двум направлениям: от Карасука до Купино и Татарской, а когда перешли на тепловозы, то до Камня-на-Оби и Иртышского.

– Народное хозяйство было такое мощное в стране, что даже в Карасуке мы это ощущали по наличию грузов. Столько было работы, – отмечает ветеран. – В депо только одних машинистов было около 400 человек.

К работе железнодорожник Шопин относился с полной серьёзностью, потому не допускал нарушений безопасности движения поездов. Крайне редко – вынужденные остановки по техническим причинам. Но были и моменты, о которых пенсионер с тяжёлым сердцем вспоминает и сейчас. Однажды прибыл в Баганский район, а ему говорят, что под колёсами его поезда погиб человек, который пытался залезть на вагон и сорвался.

– Я расстроился, парень молодой. А что уже сделаешь? Другой раз мужчина бросился под поезд, но это не легковая машина – не объедешь, сразу не затормозишь. При нём нашли записку, в которой он написал, что не хочет жить. Бывает и такое, – вздохнув, рассказывает Николай Андреевич, а после паузы добавляет: – Я машинистом отъездил более четверти века по одному и тому же маршруту, каждый лесок знал. Работали с таким удовольствием, с таким желанием, сплочённо и легко.

И вспоминает, как «ходили в форме с погонами, в кожаных куртках, гордые».

Завершил Николай Шопин свой трудовой путь в начале 2000-х годов. Даже, как шутит пенсионер, успел поводить электровозы, правда, на них за пределы депо не выезжал. Из машинистов перед пенсией ушёл в «гонщики» – со станции Карасук I перегонял грузовые составы до Карасука III.

Николай Андреевич немного даже завидовал братьям, которые трудились в пассажирском движении, что считалось «вершиной» для машиниста.

«Всегда готов!»

В семье вспоминают, что отца дома практически не бывало: работа, работа, работа. Редкие выходные, когда груза не было. А потом по сигналу нарядчика, как военный – «всегда готов!». Позвонили – встал и пошёл. Помнит, что как-то даже в кинотеатре нашли. Анна Семёновна всегда была готова собрать сумку с перекусом.

– Термос с чаем, пирожки, пара яиц, колбаса, помидоры, – перечисляет то, что было в «тормозке». – А водители-вызывные из депо, когда ещё телефонов не было, шутили, что знают все халаты жён машинистов. Именно хозяйки открывали дверь и первыми получали приказ: «Явиться через час в депо».

Когда их дочь собралась замуж за машиниста, мама сказала: «В любое время, чтобы было что положить в сумку мужу. И всегда её собирай сама». Так в семье Николая и Анны Шопиных пошло продолжение династии: зять, сын Владимир – машинисты, сын Александр – мастер в депо.

– Как тёща сказала, так и было до моего выхода на пенсию, – говорит зять Валерий Колиш. – Собрался жениться на дочери машиниста, мне тесть советовал – «иди в депо». Профессия была в почёте.

На пенсии уже не только глава семьи, но и зять, и сыновья. Династию продолжают внуки: один работает помощником машиниста, второй – машинистом, а ещё и муж внучки – тоже помощником. Их дети ещё малы, чтобы определиться с профессией. Но каждый маленький Шопин знает семейную историю, как их прадед Истафий Павлович, дед Николая Андреевича, строил железную дорогу в Карасуке и здесь же продолжил работать кондуктором на новой магистрали.
Ольга Левина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30