14 октября 2019 15:46
фото: михаил пермин

Связующее звено

Тайгинская железнодорожница считает, что главная награда для любого профессионала – это признание коллектива

Маневровый диспетчер Елена Зуева проработала на станции Тайга 30 лет, в этом году ей вручат медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В беседе с корреспондентом «Транссиб» железнодорожница рассказала, в чём «выигрывают» дежурные по станции и почему она смотрит телевизор без звука.
– Можно сказать, что в транспортную отрасль я пришла случайно, – говорит Елена Юрьевна. – Когда настала пора определяться с будущей профессией, моя тётя, работавшая на Куйбышевской железной дороге, рекомендовала мне поступить в институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет управления процессами перевозок. Многие говорят, что она попала в точку. И мне очень нравится работа на магистрали. Сначала я была оператором поста централизации, затем дежурным по станции. Из-за реорганизации некоторое время трудилась поездным диспетчером, инженером на станции. В конце концов, меня пригласили на должность маневрового диспетчера. Это сложная работа: нужно руководить многими людьми, и от каждого из них ты зависишь. В то время как дежурный по станции – художник своего дела. Все манёвры, все передвижения он выстраивает сам, и мне это больше нравилось. Но в то время руководители предприятия решили, что я должна справиться и с новыми обязанностями. Пока справляюсь.

Профессия не для всех

Сейчас, по прошествии 30 лет, железнодорожница вспоминает, как было страшно начинать. Во время практики в институте так и не пришлось поработать с движенцами. Поэтому оказавшись у пульта, девушка ощущала скованность: было сложно задать маршрут, принять поезд. Но к счастью, Елене Зуевой повезло попасть в смену людей, которые любили свою работу. Её первый наставник, оператор поста централизации Надежда Беланогова внимательно следила за её действиями и в трудных ситуациях помогала с решением. Работая за пультом, девушка чувствовала эту опору и поддержку. Благодаря наставнику, удалось получить хороший практический опыт.

Теперь Елена Юрьевна и сама регулярно выступает в качестве наставника. Тайга, говорит она, – это станция, где воспитывается молодёжь. Именно сюда приходят вчерашние студенты, чтобы набраться опыта и пойти дальше по карьерной лестнице. Самое сложное в работе наставника – за всем уследить, объяснить все нюансы. Любой промах молодого сотрудника – это промах наставника. Но многие, отмечает маневровый диспетчер, учатся только на своих ошибках.

– У нас ведь очень интенсивная работа: каждые 5 минут движение меняется, – рассуждает Елена Зуева. – Мы планируем работу на 3, 6 часов, на смену, но все планы корректируются каждые полчаса. Представьте, что на перегоне поезд остановился на 5 минут. Кажется, мелочь. Но за ним состав тоже встал и ему приходится ждать 10 минут. Следующий тронется только через 20 минут, за ним – через 25. Шестой поезд собьётся уже на 40 минут, а это требует огромной корректировки. И когда удаётся разрешить все ситуации, со всеми договориться, – это приносит удовлетворение от работы. В этом и есть главный интерес этой профессии.

Бесконечный поток

В течение 30 лет железнодорожница наблюдала, как меняется магистраль – структура, стиль и методы работы. Когда Зуева была поездным диспетчером, им впервые установили компьютеры, которые молниеносно обосновались в рабочей жизни. Хотя поначалу движенцы даже не заглядывали в экран. Теперь компьютер – источник необходимой информации. Елена Юрьевна вспоминает времена, когда документы писали вручную. Чтобы выдать машинистам предупреждение на поезд, сотрудницам приходилась корпеть над ними всю смену. В конце рабочего дня буквально болели руки. Сейчас не нужно выбирать, у кого почерк красивее, и документы просто распечатываются.

Но с развитием техники появились другие сложности. Теперь маневровому диспетчеру приходится много общаться, много говорить.

– Я часто теряла голос. Все проблемы, связанные с голосовыми связками, у нас профессиональные, – отмечает Елена Зуева. – Кроме того, наша работа связана с огромным потоком информации. Я прихожу с работы, включаю телевизор, но выключаю звук. Потому что происходит перенасыщение: на картинку смотрю, а слышать звуки уже просто не могу. Об этом мало кто задумывается, но когда я говорю об этом коллегам, они со мной соглашаются.

Главное, что спасает от перенапряжения и помогает отдохнуть – это природа. Дача, окружённая лесом, – лучшее лекарство от стресса. Иногда железнодорожница отдаёт предпочтение поездке туда, нежели сну. Отпуск Елена Юрьевна также предпочитает проводить вместе с супругом на природе, в путешествиях. Одна из самых ярких поездок – в Чарынский каньон в Казахстане. Это удивительное место сравнивают со знаменитым Гранд Каньоном, и нужно немало сил и выносливости, чтобы его осмотреть. Но именно активный отдых отлично компенсирует все тревоги трудовой действительности.

Справедливости ради

В то же время маневровый диспетчер находит время и для общественной работы. Она состоит в комиссии по трудовым спорам профсоюза Тайгинского центра организации работы железнодорожных станций.

– Ко мне всегда подходили за советом, помощью, даже люди старшего возраста. Наверное, поэтому я этим занимаюсь. Бывают спорные вопросы между работником и работодателем. Мы не защищаем чьи-то конкретные интересы. Дело в том, что когда возникает конфликт, работник и работодатель часто переходят на эмоции. А чтобы разобраться, нужна третья сторона – трудовая комиссия. Мне кажется, что справедливость должна восторжествовать, – уверена Елена Зуева.

Принципиальность, ответственность и преданность делу – эти качества руководители отметили у железнодорожницы. С высокой наградой её поздравили не только коллеги, но также генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, губернатор Кемеровской области Сергей Цивелев. Особенно приятно было получить письмо от начальника железной дороги Александра Грицая, которое пришло на домашний адрес. Хотя некоторых награда удивила. Труд движенцев, который является связующим звеном, нельзя в полной мере оценить цифрами.

– Работа маневрового диспетчера сложна в том плане, что ты не видишь своих действий. Поэтому часто не задумываешься о результате, а тем более о каком-то поощрении. Главная награда в другом – когда тебя признаёт коллектив, люди, с которыми ты работаешь, – считает Елена Зуева. – А государственная награда – это же не моя награда. Я думаю, её получил наш коллектив. Одна я не смогла бы столько поездов сформировать, выполнить все показатели. Это труд всей смены. Эта награда досталась мне от них.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31