10 декабря 2019 11:36

10 декабря 2019 11:36

фото: михаил пермин

Человек-история

Летопись трудовых династий может рассказать о жизни локомотивного депо Тайга больше, чем учебники

Каждый второй житель Тайги – железнодорожник, и большая часть из них – это продолжатели дела предков, которые приехали сюда во время строительства Великого Сибирского пути. Хранить историю и передавать традиции молодым поколениям помогает выставочный центр боевой и трудовой славы эксплуатационного локомотивного депо Тайга.
Как рассказал хранитель центра, почётный железнодорожник Виктор Васильев, большая часть посетителей – именно молодёжь. Для школьников – это прекрасная возможность узнать историю родного города, для студентов колледжа и новых работников – познакомиться с известными работниками депо, его руководителями.

– Нередко бывает, что приходят молодые ребята, которые не знают историю своей семьи. И когда видят у нас на стендах свою фамилию, фотографию своего прадеда, приходят в полный восторг. Они буквально собирают всех одноклассников посмотреть на снимок. В этот момент чувствуется их гордость и радость, – говорит Виктор Максимович.

Наверное, абсолютное большинство жителей Тайги смогут отыскать здесь экспонат, который затрагивает непосредственно их семью. Три просторных зала центра содержат более тысячи фотографий, документов и вещей, рассказывающих об истории станции. Здесь не только эпохальные предметы, такие как подлинники газеты «Правда» с ленинскими декретами «О мире», «О земле», «О войне». Многие экспонаты имеют своего владельца, своё имя. Так, под стеклом витрины можно увидеть удостоверения на право управления локомотивом разных времён.

– Один из самых ценных экспонатов относится к 1908 году. Возможно, в других железнодорожных выставочных центрах есть такие же старинные документы, но именно для Тайги этот имеет особое значение. Это удостоверение на право управления паровозом, которое впервые получил местный житель Василий Ляпин. Для этого он прошёл обучение в Красноярске, – рассказывает ветеран. – До 1908 года машинистами и помощниками машинистов работали приезжие. Самым первым из них был Фёдор Беляков, который поселился в Тайге в 1903 году.  Он поступил в депо уже с готовыми документами.

Оба этих железнодорожника, имена которых теперь вписаны в историю, стали основателями рабочих династий. Чтобы подчеркнуть важность темы преемственности поколений, в центре создали специальный альбом. Из множества альбомов, которые хранятся на полке, его Виктор Максимович достаёт в первую очередь. Каждая страница посвящена отдельному человеку. Хронологические справки позволяют проследить, как развивалась династия и какие профессии осваивали потомки, а фотографии – увидеть, как менялись люди, железнодорожная форма. Альбом рассказывает о трудовой истории Соколовых, Залевских, Бондычей, Назаровых, Ляпиных и других семей. Почти каждый раздел, посвящённый конкретной династии, заканчивается фотографиями действующих работников. Виктор Васильев с удовольствием показывает и те страницы, которые посвящены его большой семье. Представители этой железнодорожной династии в общей сложности отработали на железной дороге больше 450 лет.

– В 1927 году мой дедушка Акиндим Дмитриевич привёз в Сибирь всю свою семью из Черниговской губернии. Он устроился на станции Судженка: подшивал обувь и делал валенки для всех местных железнодорожников. А его сыновья – мои отец и дядя – работали в вагонном хозяйстве, – рассказывает ветеран. – Но мне не понравилась работа отца, который был осмотрщиком-автоматчиком. Я смотрел, как он заполнял для машинистов справки о готовности поезда, и думал: «На папу капает дождик, зимой снег валит, холодно, а дяденька-машинист сидит в кабине и смотрит на него сверху. Нет, я должен быть за правым крылом локомотива».

Приняв такое решение, Виктор Максимович сразу после школы поступил в Тайгинский техникум железнодорожного транспорта. Будучи студентом третьего курса, в 1954 году он впервые пришёл на практику в местное паровозное депо. Даже сейчас, по прошествии многих лет, он вспоминает, как был удивлён мощью предприятия, его людьми и дисциплиной, царящей в коллективе. Подчинение было безоговорочным: слесарь слушался бригадира, бригадир – мастера, мастер – начальника цеха и так далее. Именно дисциплина позволяла конструктивно решать все вопросы. Это первое впечатление стало для Виктора Васильева в определённой мере знаковым – не ошибся с выбором профессии, нашёл своё. Окончив учебное заведение, он вернулся на железную дорогу и проработал без малого 40 лет.

– Часто вспоминаю своего руководителя Владимира Дубницкого, который возглавлял депо с 1958 по 1970 годы, – говорит хранитель выставочного центра, указывая на стенд с именами начальников локомотивного депо Тайга. – Он казался мне эталоном руководителя. Он провёл электрификацию всех зданий, реконструкцию предприятия. В те же годы все слесари и мы, паровозники, прошли переобучение –  стали работать на электровозах, тепловозах. Дисциплина была идеальная. Не потому, что его боялись, – его уважали. Для меня – это выдающийся человек. В его честь мы даже назвали локомотив.

С момента основания депо (в 1896 году оно уже функционировало), у него было немало руководителей. Если вглядеться в цифры на стенде, становится очевидным – не все имена удалось сохранить. Виктор Максимович мечтает отыскать неизвестные фрагменты истории, восстановить цепь событий. Такие изыскания помогут более полно рассказать о строительстве станции, жизни железнодорожников, раскрыть новые имена.
Дарья Доротова

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30