19 сентября 2019 14:37
фото: архив редакции

Паровоз из-за океана

Более 2 тыс. локомотивов поставили в СССР по ленд-лизу союзники

В годы Великой Отечественной войны союзники поставляли нам не только боевую технику, стратегические материалы и продовольствие. В ассортименте грузов, полученных с Запада, значились также локомотивы с вагонами и прочие элементы железнодорожного хозяйства. А какова была роль таких поставок для Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС)?
В выставочном центре железнодорожной техники имени Николая Архиповича Акулинина на станции Сеятель среди множества раритетов есть и такой – паровоз Еа-3078. Его особенность в том, что он здесь, можно сказать, единственный «иностранец» среди паровых локомотивов. Он и подобные ему собратья поставлялись к нам из Соединённых Штатов Америки в годы Великой Отечественной войны по программе ленд-лиз.

«Штатовский» паровоз имел неплохую скорость – до 70 км/ч, был довольно экономичным в производстве, создавался ремонтопригодным и неприхотливым. Подобных локомотивов было поставлено в СССР 2047 штук. В условиях войны, когда основная часть грузов для фронта транспортировалась по железным дорогам, новые, надёжные паровозы были, конечно же, очень важны для НКПС.

«Предотвратили паралич железнодорожного транспорта» – иногда даже такие категоричные суждения можно встретить на просторах Интернета, где идут дискуссии о союзнических поставках и их значении для Великой Победы над врагом. Почему же даётся столько высокая оценка железнодорожной составляющей ленд-лиза?

Авторы, поддерживающие эту точку зрения, апеллируют к цифрам. Дескать, в годы войны союзники нам поставили 1981 локомотив (из них 1977 – США и 4 – Великобритания). За то же самое время сам СССР произвёл 790 магистральных паровозов, что почти в 2,5 раза меньше. При этом основную часть локомотивов успели выпустить в первые месяцы 1941 года, и в целом их производство за год составило 708 штук. В 1942 году в СССР произвели 9 паровозов, в 1943 году – 43, в 1944 году – 32 и в 1945 году – 8.

Схожая ситуация и с железнодорожными вагонами. С 1942 по 1945 годы советская промышленность их выпустила 1087 штук, в то время как из-за океана прибыло более 11 тыс., что в 10 раз больше. Рельсов нам привезли 622 тыс. тонн, что составило почти 92% от объёма этой продукции, выпущенной советской промышленностью.

Вот и получается, с точки зрения авторов данного исследования, что всю войну наши железнодорожники проездили преимущественно на союзнических паровозах, да ещё и половина рельсов под ними была иностранного производства.

Те, кто превозносят роль ленд-лиза, почему-то забывают, что в СССР перед войной было своё налаженное железнодорожное хозяйство. Одних паровозов в НКПС было 25 тыс. Причём более 12 тыс. из них – новые. Обновлялся в годы первых пятилеток и вагонный парк, в котором было свыше 300 тыс. только новых грузовых вагонов, включая и четырёхосные. Только за 1941 год их было выпущено 33 тыс. штук. Да, с началом гитлеровской агрессии это производство пришлось изрядно сократить, так как промышленность переориентировалась на выпуск военной продукции.

Но может быть, локомотивный и вагонный парки были в массе своей уничтожены врагом? Вновь обратимся к цифрам: с июля по декабрь 1941 года было разрушено 700 паровозов и 15,5 тыс. вагонов. В 1942 году и в I квартале 1943 года потеряли ещё 3 тыс. локомотивов. Слов нет, это большие потери, но ведь не критичные! Несмотря на это, советские железнодорожники сумели спасти от врага тысячи предприятий, вывезя их с запада страны на восток, и эвакуировать миллионы наших граждан. НКПС сумел обеспечить военные перевозки и снабжение действующей армии всем необходимым. Можно ли это было сделать преимущественно на американских локомотивах? Да просто физически – нет!

Самое поразительное, что при всём желании «предотвратить паралич железнодорожного транспорта» ленд-лиз не мог. Дело в том, что первые поставки паровозов из Америки начались в… конце 1943 года, когда в СССР прибыли 44 локомотива. В следующем году доставили 834 паровоза типа Еа и ещё 149 – Ша. В победном 1945 году союзники привезли ещё 861 локомотив Еа. Поставки продолжались и в 1946, и 1947 годах.

Так что в самые напряжённые для Советского Союза годы – с 1941-го по 1943-й – отечественным железнодорожникам приходилось рассчитывать на себя и на свою родную технику, которая вместе с ними и вынесла на себе всю тяжесть начального периода войны. Поставки союзников были, конечно, важны для бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта страны, но отнюдь не определяющими. К тому же, как оказалось, хвалённые паровозы Еа имели ряд недостатков: малый сцепной вес и значительный расход пара при скромной мощности. А ещё они частенько выходили из строя и простаивали в ремонте.

Приведём и такой факт: в годы войны нам «поставили» свыше 2 тыс. локомотивов… немцы. Речь идёт о трофейных паровозах, которые наши войска передавали железнодорожникам.

Подытоживая, хочется сказать, что побеждает не техника, а выигрывают войну люди. И наши железнодорожники оказались на голову сильнее вражеских, неважно, за рычагами каких локомотивов они работали – отечественных, союзнических или трофейных.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30