22 сентября 2019 17:07
фото: архив редакции

«Время трудное, но интересное»

Во вторник почётному железнодорожнику, ветерану Западно-Сибирской дирекции управления движением Владимиру Тихомирову исполнилось 70 лет. Из них 13 лет он отработал на Байкало-Амурской магистрали.
Самая престижная профессия

Владимир Константинович родился в городе Чулым Новосибирской области. Городок был небольшой, основные предприятия здесь относились к железной дороге. На них и работала большая часть населения. Интересная техника и оборудование, хорошая зарплата и стабильность на производстве – всё это привлекало на магистраль и молодёжь. Так что когда Тихомиров вырос, отучился в школе, он решил стать железнодорожником. Поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1971 году.

Назначение получил на станцию Тайшет. Первая должность – дежурный по парку. Освоился, изучил дело, показал себя. Перспективного сотрудника выдвинули на повышение: 5 лет он проработал главным инженером станции. Потом его назначили заместителем начальника отдела движения Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги, где Владимир Константинович проработал ещё 3 года.

Своими глазами

О всесоюзной стройке БАМ он услышал ещё в 1974 году. Дело в том, что через Тайшет шёл основной поток грузов для строительства магистрали. В какой-то мере он уже тогда стал отчасти бамовцем, способствуя бесперебойному снабжению стройки всем необходимым на своём участке пути.

В декабре 1979 года ему довелось побывать на возводимой магистрали, в рабочем посёлке Северобайкальск, где было создано отделение временной эксплуатации. Молодого перспективного специалиста стали уговаривать остаться там работать. В качестве аргументов рассказали о положенных строителям БАМа денежных надбавках, служебных перспективах, а потом просто взяли и показали первый построенный ленинградцами многоэтажный дом. Пообещали, что одна из квартир будет его, если примет предложение. Но к тому времени Владимир Константинович был женат и у них с супругой Тамарой Николаевной росли две маленькие дочки. А в Северобайкальске в то время – ни больницы, ни детского садика. Да и прикипел душой Тихомиров к коллективу Тайшетского отделения, где прошло его трудовое становление. Так что отказался он тогда от заманчивого предложения, думая, что тема закрыта. Но, как выяснилось позже, от мысли укрепить БАМ его кандидатурой руководство не отказалось.

На магистрали

Какое-то время железнодорожник ещё проработал в Тайшете. Затем последовал перевод на повышение в Улан-Удинское отделение. Здесь он был назначен начальником отдела движения. 

Тем временем в структуре Министерства путей сообщения СССР 1 ноября 1980 года появилась новая единица – Байкало-Амурская магистраль. И хотя её строительство было в полном разгаре, на уже возведённых участках началось регулярное движение. Для его обеспечения потребовались высококлассные специалисты. Одним из них был Тихомиров. В этот раз разговор с ним шёл на более высоком уровне – в обкоме КПСС и управлении дороги. Таким людям не отказывают, да и дочери уже подросли. Должность предложили равнозначную – начальник отдела движения Северобайкальского отделения БАМа. Владимир Константинович согласился.

На новом месте работы ему пришлось столкнуться с большими трудностями при организации диспетчерских участков и подборе кадров. Несмотря на предоставлявшиеся льготы и высокую зарплату с северным коэффициентом, специалисты не спешили идти работать на БАМ, а молодых приходилось долго и терпеливо учить. Остроту проблемы снижало лишь то, что интенсивность движения на новой железной дороге была ещё небольшой. Но поездопоток со временем увеличивался, так как вдоль магистрали появились и заработали леспромхозы. Помимо лесоматериалов, вывозили уголь из Нерюнгри и с Ургала.

Перебои в работе «обеспечивала» и природа: приходилось бороться со снежными лавинами, которые не только заносили путь, но и перекрывали его сломанными стволами деревьев. Многое из того, с чем пришлось тогда столкнуться, было в практике Владимира Тихомирова впервые. Пришлось, например, решать вопрос с камнепадами, особенно досаждавшими на обходном пути через перевал Даван. Справились и с этим, особенно когда в строй вступил уникальный семикилометровый тоннель, пробитый под Байкальским хребтом. Уникальность его была в том, что тогда в мире не существовало подобных сооружений, функционировавших в диапазоне температур от –50° зимой до +30° летом. Вскоре появилась новая напасть – в тоннеле образовывались огромные сосульки, создававшие проблемы для движения поездов. И эту трудность северобайкальским железнодорожникам пришлось оперативно преодолевать.

С учетом серьёзного многопланового опыта, который получил, а также приняв во внимание организаторские способности и деловые качества, Владимира Константиновича назначили начальником службы движения БАМа. А затем ему предложили ещё более высокую и ответственную должность.

На руководящем посту

Владимир Тихомиров был назначен первым заместителем начальника Байкало-Амурской магистрали. Он до сих пор с благодарностью вспоминает начальника дороги Валерия Горбунова, у которого он многому научился. По-товарищески делились с ним своими знаниями и другие руководители – Альберт Богданович, Салман Бабаев, Николай Дмитрук, Валентин Иванов.

– Собирались все вместе лишь раз в неделю на планёрку. Всё остальное время были в разъездах – решали производственные вопросы, создавали трудоспособный, сплочённый коллектив, – вспоминает  ветеран.

К сожалению, в 1990-х годах значение БАМа для страны  было пересмотрено, магистраль была расформирована и вошла в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. Слаженный коллектив с уникальным опытом работы в непростых климатических условиях был вынужден искать себе новые рабочие места, зачастую с понижением. Владимиру Тихомирову предложили должность заместителя начальника службы движения Западно-Сибирской железной дороги. На нашей магистрали он проработал ещё 12 лет до выхода на пенсию.

БАМ нужен стране

Несмотря на то, что Байкало-Амурская магистраль не заработала в полную силу, ветеран считает, что у этой дороги есть будущее. Не только потому, что в неё было вложено много энтузиазма и усилий. Дальнему Востоку необходимо дальнейшее развитие, которое невозможно без главного транспорта страны – железнодорожного. 

Владимир Тихомиров уверен, что БАМ, на котором он работал, ещё покажет себя, и годы, отданные ему, не прошли недаром.
Олег Таран
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31