21 января 2020 17:37

21 января 2020 17:37

фото: михаил пермин

Новый формат безопасности

Перевозочный процесс магистрали в современных условиях требует дополнительных управленческих решений

Тактические и стратегические задачи, актуальные проблемы рассмотрены в ходе проведения итогового, третьего, этапа технико-технологического совета по безопасности движения поездов, прошедшего под председательством начальника железной дороги Александра Грицая. Участники форума озвучили предложения, которые направлены на эффективную, безаварийную работу транспортного конвейера.
Акцент на плотное сотрудничество

С докладом на техсовете выступил заместитель начальника железной дороги – главный ревизор по безопасности движения Фёдор Жмакин, который подвёл итоги минувшего года, рассказал об организации системы риск-ориентированного подхода. 

– Анализ результатов 2018 года показывает, что ведущими хозяйствами ставка в отношении безопасности движения продолжает делаться на устранение выявленных фактов нарушений, а не на анализ их причинно-следственных связей и предупреждение, – отметил руководитель ревизорского аппарата магистрали. – Поэтому полезные данные, такие, как факторный анализ и анализ Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» (ЦЧС), аудиты, а также итоги контрольно-ревизионной деятельности не применяются как индикаторы раннего реагирования на эксплуатационную обстановку.

Исходя из этого факта, анализ работы любого хозяйства будет продолжаться в виде составления так называемых чек-листов по отдельным вопросам, которые позволяют сформировать своеобразное досье на каждое предприятие, объективно анализировать повторяемость нарушений и несоответствий. Более того, при сопоставлении результатов проверок за разные периоды они позволяют оценить эффективность профилактической работы.

Внимание участников техсовета было заострено на том, что в прошлом году на 20% снижено количество контрольно-ревизионных мероприятий, но при этом количество замечаний и запретных мер на одну проверку существенно возросло. Это говорит об ухудшении управленческой функции в хозяйствах, отсутствии планирования и системной работы над решением вопросов, имеющих значительное влияние на безопасность. Статистика 2018 года и особенно начала 2019-го показала результаты этих упущений.

– Должен сказать, что более 60% всех несоответствий могли быть выявлены самими руководителями и специалистами подразделений при условии эффективной системы внутреннего контроля и соответствующего привлечения персонала, – сказал Фёдор Жмакин. – Сегодня необходимо акцентировать внимание на совместную работу, плотное сотрудничество руководителей подразделений и ревизорского аппарата по сведению к минимуму существующих проблемных вопросов или полного их исключения. 

Система для минимизации рисков

Предложенная в докладе система риск-ориентированного подхода построена по принципу так называемого Deming Cycle – непрерывного улучшения результатов в обеспечении безопасности движения в производственных процессах структурных подразделений. Это подразумевает планирование, организацию и проведение всех необходимых мероприятий с последующим мониторингом, контролем и, при необходимости, корректировкой, цель которой – выделить направления, требующие первостепенного, оперативного реагирования. В дальнейшем предстоит системная работа во всех причастных структурных подразделениях до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, минимизированы риски.

В феврале начато формирование перечней сезонных рисков, критериев оценки и повторов отступлений от нормативных требований, которые станут основой деятельности хозяйств. 

Ревизорский аппарат приступает к деятельности в новом формате. Разрабатывается проект положения о риск-ориентированном подходе на полигоне железной дороги. Он предусматривает и минимизацию влияния остаточных рисков и сезонных рисков, и предупреждение повторного возникновения ранее допущенных нарушений требований безопасности движения поездов, и работу по исключению повторяющихся нарушений и несоответствий. 

Для достижения эффективности в этих направлениях в каждом хозяйстве сформированы: перечень сезонных рисков с обуславливающими их факторами; перечень допущенных нарушений безопасности движения и причинно-следственные связи их возникновения; критерии оценки хозяйств; перечень повторяющихся нарушений и несоответствий.

В заключение докладчик довёл до сведения участников форума, что по итогам двух первых этапов техсовета поступило на рассмотрение 105 предложений. Из них по 76 решения уже приняты, причём по отдельным вопросам решений было несколько. Все они будут включены в итоговый протокол. 

Отклонено 14 вопросов в связи с неактуальностью, что определено в процессе обсуждения, 6 вопросов исключено. Наконец, 9 вопросов были вынесены на рассмотрение на «круглом столе» – по ним также решения приняты. То, что пути решения ряда вопросов уже найдены, безусловно, радует, и теперь стоит задача их реализации в практической плоскости.

Нужны новые подходы к работе

В ходе заключительного этапа техсоветаначальник железной дороги Александр Грицай обратился к руководителям хозяйств с просьбой высказать своё видение насущных проблем в обеспечении безопасности движения, внести конкретные предложения по их решению. По ходу выступлений Александр Валерьевич вносил дополнения и замечания, которые отражали требования к перевозочному процессу в современных условиях.

Начальник Западно-Сибирской дирекции управления движением Владислав Богач обстоятельно рассказал о производственных делах своего коллектива. Однако, статистика статистикой, но центральной исполнительной фигурой у движенцев по-прежнему остаётся дежурный по станции. Он находится на острие перевозочного процесса и должен чётко представлять, что предпринять в случае угрозы безопасности движения. В связи с этим руководство дирекции обязано довести новые подходы к своей работе, новые подходы к безопасности до каждого дежурного по станции.

В локомотивном комплексе раскручен маховик неоправданно частых проверок знаний у опытных машинистов. По мнению начальника железной дороги, во многих случаях они совершенно не нужны и только мешают настроиться на поездку. Возможно, и в этом кроется причина того, что у некоторых машинистов отмечается снижение внимания в рейсе.

Накануне предстоящего путейского ремонтного сезона актуальным стало выступление исполняющего обязанности начальника службы пути Дмитрия Холодилова. У одного из самых мощных хозяйств и задачи по обновлению стоят очень серьёзные. 

Комментируя его выступление, руководитель магистрали в очередной раз подчеркнул, что путь – основа всего эксплуатационного процесса. Объёмы и темпы работ по модернизации верхнего строения пути и капитальному ремонту необходимо наращивать. Надо более эффективно использовать и тяжёлую технику, и трудовые ресурсы. Стоит серьёзная задача по увеличению выработки в «окно». В такой ситуации дефицит контингента напрямую, отрицательно влияет на безопасность движения.

На техсовете также прозвучали доклады начальника Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава Сергея Спиридонова, начальника службы автоматики и телемеханики Станислава Шехирева, начальника службы вагонного хозяйства Юрия Алейникова. Своим мнением поделились и руководители региональных территориальных управлений.

В этот день за качественную и плодотворную работу многие представители ревизорского аппарата были отмечены заслуженными наградами.
Владимир Павлов

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31