16 июля 2019 08:56
фото: дарья доротова

Когда молодёжь разводит руками

Движенец с многолетним стажем рассказал, как опыт «корректирует» современное образование

На железнодорожной станции Убинская трудится Александр Дробидоненко – один из немногих начальников станций Западно-Сибирской магистрали, разменявших седьмой десяток. Это представитель «старой гвардии», накопивший огромный опыт и прошедший испытание временем.
Александр Александрович вспоминает, как изначально работа на железной дороге представлялась чем-то непонятным. Всё, что его связывало со стальной магистралью, – это возможность добраться из села до города. В подробности деятельности предприятия не вдавался.

– После армии я работал в сельскохозяйственном техникуме шофёром. Но когда на станции освободилось место помощника составителя поездов, родственники жены стали меня туда зазывать. Сначала я даже не рассматривал это всерьёз: не представлял, как работать на магистрали. Да и без дела тогда не сидел. Но они меня уговорили. Решил попробовать, и попробовал, – смеётся начальник станции. – 34 года отработал на железной дороге.

В потоке

Это был 1984 год. Станция Убинская насчитывала 24 подъездных пути, контейнерную площадку и сортировочную горку – довольно обширный арсенал, чтобы не сидеть сложа руки. Именно эти наполненность и разнообразие привлекли молодого сотрудника, который быстро вошёл в ритм предприятия. Как говорит он сам, «поймал волну». Но ходить в должности помощника составителя поездов пришлось недолго. Уже через год, сдав экзамены, Александр Дробидоненко занял место составителя поездов, а в 1988 году стал дежурным по станции.

– В 2002 году освободилось место руководителя, – вспоминает железнодорожник. – Долго искали кого-то на эту должность, но не могли найти. Наш ревизор Надежда Гудова, которая меня всегда поддерживала, говорит: «Сан Саныч, принимай станцию!». Я долго отказывался, сомневался. Одно дело, быть дежурным по станции: я эту работу знаю, сам за себя отвечаю. Отдежурил смену и ушёл домой. Другое – руководить станцией, когда на тебе ответственность за всех людей, все работы. Я согласился, но первое время было тяжело.

Полгода прошли в сомнениях. Пришлось наращивать организаторские навыки, чтобы состыковать работу всех хозяйств. «Иногда я просто терялся», – признаётся начальник станции. В этот период «акклиматизации» всегда можно было рассчитывать на помощь ревизора Надежды Гудовой, которая могла подсказать, как лучше поступить для решения вопросов. А когда летом начался капитальный ремонт станционных путей, уже было не до переживаний. Накопленный опыт позволил отработать без происшествий. Работа «затянула». Бывает, ещё из дома не вышел, как на телефон сыплются звонки. «Приходишь, окунаешься в свои обязанности и уже «кипишь» до самого вечера», – делится Александр Дробидоненко. В каждой его фразе «бурлящий поток», который точно отражает сферу деятельности. Чтобы из него выплыть, нужно проявить решимость.

К примеру, железнодорожник вспомнил, как в начале своей карьеры в должности начальника станции пришлось выводить с перегона Кожурла – Убинская поезд с «больным» вагоном. Тогда сработало устройство безопасности из-за неисправного буксового узла вагона. Остановленный поезд потребовал к себе незамедлительного внимания. Александр Александрович прибыл на место. Вызывать восстановительный поезд из Барабинска или справиться своими силами? Если остановиться на первом варианте, то движение придётся полностью прекратить: пока бригада приедет, закроет перегон, устранит неисправность, – часа три пройдёт. Решили пожертвовать одним путём перегона, и на скорости 2–3 км/ч вывели состав на станцию Убинская. За 16 лет в должности руководителя приходилось принимать разные решения, которые стали основой бесценного опыта.

– Действительно, у руководителей с большим опытом выстроена определённая система в работе, они с лёгкостью преодолевают любые трудности, на высоком уровне справляются с поставленными задачами, передают свои опыт и знания молодому поколению, – отметил заместитель начальника Новосибирского центра организации работы железнодорожных станций 
Сергей Косоруков.

Александр Дробидоненко подтверждает: стажировать молодёжь время от времени приходится. Вчерашние студенты приходят с хорошим багажом знаний, но небольшим опытом. Садятся за пульт дежурного по станции и разводят руками – такому нас не учили. В живой работе железнодорожника всё меняется – стандарты, правила, техника. Александр Александрович объясняет молодёжи движенческую специфику, приводит примеры из своей практики. Зато потом учениками можно гордиться: пользуясь полученным от старшего коллеги опытом, они активно продвигаются по карьерной лестнице.

–  Александр Александрович мой первый руководитель: у него я начинал свою работу на железной дороге. Он личным примером показывал, как правильно себя вести, как выстраивать работу с людьми, – рассказал начальник станции Кирзинское Олег Нехорошев. – И сейчас, если у меня возникают какие-то вопросы, в решении которых я сомневаюсь, советуюсь с ним. Он чётко ставит цели и добивается результатов. То есть как руководитель я в большей степени хочу быть похожим на него, иметь такой же авторитет в коллективе, так же правильно и грамотно работать.

С другой стороны

Начальник станции Убинская говорит о том, что труд на железной дороге стал частью жизни. В любое время дня и ночи он готов решать вопросы подразделения. Даже в отпуске то и дело возвращается на рабочее место. Но в то же время Александру Дробидоненко удаётся проявить себя и в других сферах.

– Одним из запоминающихся событий для меня стал Съезд железнодорожников в Москве. Он пришёлся на тот период, когда была реорганизация отрасли, – вспоминает труженик магистрали. – Представляете, как я, всю жизнь проживший в селе, приехал в столицу, а там огромное количество людей. На съезде присутствовали руководители страны, компании, железной дороги. С высокой трибуны я рассказывал о своей работе, о том, какие проблемы со связью были. В то время уже перешли на новые сервисы, появились мощные локомотивы, компьютеры, а связь у нас оставалась прежняя – до неё не доходили руки. Сейчас, конечно, у нас с этим всё в порядке – можем связаться по радио с любой станцией. Приехал я на съезд не только как представитель Западно-Сибирской железной дороги, но и как депутат Убинского района. Депутатов несколько было, поэтому нас отдельно приветствовали, интервью брали.

Депутатствовал Александр Александрович пять лет. Поначалу писал объявления об общих собраниях и расклеивал их на каждой улице. Начальник станции даже не ожидал, что у местных жителей будет столько вопросов: и за водой далеко ходить, и дороги плохие, и огромные старые тополя никто не срубит, а они нет-нет да и падают на дома. Глядя на список пожеланий, в совете депутатов только качали головой – хотели многое вычеркнуть. Пришлось отстаивать каждый рубль, чтобы выполнить все пункты. По окончании депутатского срока в 2015 году железнодорожник получил награду за заслуги перед Убинским районом.

– Когда мне предложили стать депутатом, я дал согласие. Тут уже я не так боялся, как было перед назначением на должность начальника станции, – с улыбкой говорит Александр Дробидоненко. – Обычно люди критикуют руководство, считают, что те могли бы сделать лучше. Но не делают. Мне удалось посмотреть на это с другой стороны, и выполнить всё, о чём меня просили. Если я берусь за дело, то должен работать, отдаваясь на все сто процентов. А если нет – то лучше вообще не браться.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31