24 апреля 2019 19:15
фото: архив редакции

Тяжёлая работа – для машин

Западносибирские железнодорожники разработали проект, который позволит максимально автоматизировать процесс выгрузки щебня из полувагонов. Подобная технология уникальна и будет реализована на полигоне магистрали в ближайшие годы.
– Проект, над которым мы работали вместе с технологом дорожного конструкторско-технологического бюро Павлом Сапрыкиным, называется «Автоматизация процессов выгрузки полувагонов с использованием повышенных тупиков», – уточняет начальник сектора новых технологий путевой машинной станции № 20 (ПМС-20) Дмитрий Резанов. – Повышенный тупик, то есть бетонное возвышение, где осуществляется выгрузка щебня и прочих сыпучих грузов, уже давно используется на других предприятиях. Но мы стали первыми, кто разработал технологию по автоматизации выгрузки и свёл ручной труд к минимуму. Важно отметить, что подобная автоматизация возможна не только на повышенных тупиках, но и на обычных путях с устройством возвышения.

В настоящий момент на полигоне Западно-Сибирской магистрали имеется 6 баз, которые занимаются временным складированием щебня. В «классическом» виде это происходит так: монтёры пути путевым инструментом открывают замки люков, которые располагаются снизу. Распахнувшись, люк позволяет щебню высыпаться рядом с путями. При этом работнику нужно быть крайне осторожным, чтобы не попасть под напор груза. Особенно стоит отметить, что заготовка щебня на полигоне происходит, в основном, в зимнее время. Как следствие, щебень примерзает к стенкам полувагона, после чего его приходится счищать вручную. Также морозы сказываются и на замках люков: их тяжело открыть и ещё тяжелее потом закрыть. Такая технология не только требует много усилий, но и отличается низкой производительностью – позволяя разгрузить порядка 6 вагонов в смену.

– Чем больше железнодорожники заготовят щебня, тем будет проще работать в летний период, когда проходят ремонтные работы. Минимизируется так называемая «работа с колёс», – отмечает Дмитрий Викторович. – Когда у нас на базах есть запас щебня, мы сами контролируем процесс. Если же щебень закончится, мы можем оказаться в зависимости от поставок с завода. А сроки выполнения работ – это основной критерий: очень важно завершить всё вовремя.

Руководствуясь этим, специалисты придумали, как автоматизировать процесс разгрузки, уподобив его конвейеру. После открытия люков и выгрузки щебня, полувагоны следуют на участок очистки. Авторы проекта позаботились о том, чтобы железнодорожникам не нужно было лопатами и ломами сбивать замёрзший щебень. Они предложили использовать виброгрохот, который поочерёдно сможет очистить каждый вагон. Благодаря вибрации устройства, остатки щебня ссыпаются вниз.

– Следующая позиция – это закрытие люков полувагонов, – рассказывает руководитель проекта. – С каждой стороны состава монтёр поджимает люки с помощью гидроцилиндров. То есть не с помощью лома, а просто нажимая кнопки. Когда люки закрыты, остаётся пройти и закинуть замки. Нажимает кнопку – гидроцилиндры опускаются вниз. Если по существующим нормам для выгрузки полувагонов требуются 8 человек, то теперь всего 4 – по 2 на участке выгрузки и на участке очистки. Кроме того, значительно вырастет производительность – от 20 полувагонов в сутки.

Также специалисты включили в «конвейерную линию» технологию обдува, которая не требует участия рабочих. При появлении вагона в зоне датчика поток воздуха автоматически счищает мельчайшие частицы щебня. Такая процедура не допустит преждевременного износа вагонной тележки.

Стоимость автоматизации позиций очистки и закрытия люков полувагонов одного повышенного тупика обойдётся порядка 10 млн руб., срок окупаемости составит около 3–4 лет. В прошлом году проект прошёл в полуфинал конкурса «Новое звено» и получил одобрение на реализацию.

– Сейчас дорожное конструкторско-технологическое бюро прорабатывает все элементы участка автоматизации – зачистка, поджатие люков и обдув. В этом направлении мы уже значительно продвинулись: по сути, конструкторскую документацию уже заканчивают, – отмечает Дмитрий Резанов. – Также до июля этого года мы планируем завершить проектно-изыскательские работы и получить документацию на строительство. Данный проект – отличный пример взаимодействия смежных служб: Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути и дорожного конструкторско-технологического бюро.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28