20 мая 2019 21:26
фото: светлана заносова

Есть контакт

Железнодорожник объяснил, как оперативность и стаж влияют на результаты работы

Виталий Пащенко, старший электромеханик Омской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, – железнодорожник старой закалки. Около 25 лет он проработал на одном предприятии, развиваясь в своей специальности и совершенствуя навыки. В беседе с корреспондентом «Транссиба» труженик магистрали рассказал о сложностях своей профессии, её ценностях и своей главной награде.
Релейное помещение, куда приводит нас железнодорожник, для непосвящённого человека кажется удивительным. Множество стендов сплошь утыкано различными элементами. В комнате стоит характерный гул, который складывается из бесконечных щелчков, издаваемых реле. Сложно представить, что каждая деталь – только маленькая часть огромной сети, простирающейся далеко за границы здания. Начиная с 1994 года, Виталий Фёдорович трудился здесь сначала электромонтёром, затем электромехаником, а теперь он – старший электромеханик.

– Наша профессия, наверное, одна из самых сложных на железной дороге, – спокойно рассуждает он. – Оглянитесь – это только одна из двух релейных, и здесь тысячи реле. Чтобы открыть светофор на разрешающее показание для проследования поезда, дежурный по станции нажимает две кнопки, определяя начало и конец маршрута. От этих его двух действий в релейном помещении происходят сотни переключений: сотни реле «встают» под ток, который идёт через сотни контактов. И если за время службы какой-то контакт теряет свои электрические свойства, то его очень сложно найти за короткое время. А сейчас требования жёсткие. Движенцы и путейцы только констатируют факт поломки, а нам нужно работать аналитически – уметь ориентироваться в схемах и знать основные принципы их работы, куда в первую очередь идти.

Виталий Фёдорович показывает на стеллаж с большими папками, в которых хранятся монтажные и принципиальные схемы маршрутно-релейной централизации. Разобраться в них, должно быть, непросто. Поэтому молодым сотрудникам обязательно дают опытных наставников. Старший электромеханик и сам готов делиться знаниями, но при этом с грустью отмечает: получив высшее образование, молодёжь не всегда готова долго и кропотливо трудиться на одном месте. «Как показывает практика, кто желает получить знания и готов работать, сам стремится всё постичь. А кто этого не хочет, тому трудно вложить что-то в голову», – говорит он. А в работе на железной дороге нет времени на долгую «раскачку», ведь от каждого специалиста зависят жизнь людей и безопасность грузоперевозок. Скорость здесь – ключевой фактор.

Для примера Виталий Пащенко приводит недавний случай, произошедший на переезде 9 км. Железнодорожные пути в этом месте отделены от автомобильной дороги шлагбаумом. Согласно принципу работы механизма, шлагбаум автоматически опускается при приближении поезда к переезду, но произошёл сбой в работе. К счастью, электромеханики вовремя обнаружили причину неисправности и изменили схему работы устройства. Теперь в случае любого сбоя шлагбаум фиксируется в опущенном положении, надёжно отделяя железнодорожный транспорт от проезжей части.

За профессионализм и преданность профессии Виталий Пащенко не раз был отмечен как дорожными, так и региональными наградами. Три года подряд ему присваивали звание «Старший электромеханик 1 класса». Но самой значимой для него наградой стала победа в конкурсе профессионального мастерства.

– Это был 2007 год. К тому моменту я уже отработал 13 лет электромонтёром и 2 года в должности электромеханика, – вспоминает эсцэбист – Я впервые участвовал в таком конкурсе и занял первое место. Это было очень показательно для меня – результат труда и накопленного опыта.

Конечно, эта победа стала одной из ступеней в работе, потому что узнавать новое и совершенствоваться нужно всегда. Особое место здесь занимают различные программы, позволяющие вести отчёты и просматривать статистические данные. В 1990-е годы говорили: когда на предприятии появятся компьютеры, бумажная работа уйдёт, трудиться станет легче. На деле всё оказалось несколько иначе: и бумажная работа осталась, и программы требуют внимания. Остаётся только доводить ведение документации до автоматизма, чтобы не тратить на это много рабочего времени. Но, несмотря на сложности, Виталий Пащенко отмечает главные преимущества работы:

– На железной дороге меня привлекает стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Конечно, это зависит также и от меня, от того, как я буду исполнять свои трудовые обязанности, – уверен он. – Кроме того, для меня большое преимущество – возможность для детей продолжить нашу трудовую династию. Мои родители были железнодорожниками: мама работала приёмосдатчиком груза и багажа, а отец – сначала составителем поездов, затем в хозяйстве пути. Супруга сейчас трудится в центре связи телеграфистом. Старший ребёнок учится в Омском техникуме железнодорожного транспорта. Общий трудовой стаж не считал, но, думаю, к 90 годам подходит.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28