25 апреля 2019 11:18
фото: михаил пермин

Учат профессии и соединяют сердца

За 75-летнюю историю Тайгинский техникум железнодорожного транспорта выпустил более 19 тыс. специалистов среднего звена

На улице почти 30 градусов мороза, а в Тайгинском институте железнодорожного транспорта (ТИЖТ) – филиале Омского государственного университета путей сообщения жарко, как никогда. У образовательного учреждения юбилей – 75 лет!
Суровой военной зимой 1943 года на станцию Тайга прибыл эвакуированный из Харькова электромеханический техникум. Его разместили в неприметном кирпичном здании тайгинской технической школы. Уже в феврале, изменив свой профиль, техникум принял первых учеников по специальности «Паровозное хозяйство». С этого началась история учебного заведения, основные вехи развития которого отражены на стендах музея ТИЖТа.

После беглого осмотра экспозиции удивляюсь: чего только в ней нет. Здесь собраны разнообразные фонари и лампы, применявшиеся в разные годы на магистрали, фильмоскопы и проигрыватели, бухгалтерские принадлежности, мало кому знакомые сегодня арифмометры, предметы быта железнодорожников, начиная с обычного чайника. Отдельную часть музея занимают подарки техникуму от различных людей и организаций – резные деревянные предметы, чеканка, фарфор.

– Большинство музейных экспонатов собирали по крупицам. Вот, например, рабочая сумка машиниста или, в просторечии, «шарманка» нашего выпускника Николая Смирнова, – показывает на чемоданчик железнодорожника заведующая музеем Наталья Богданова. – А это – швейная машинка кастелянши, ветерана войны и труда Полины Чубенко.

Биографии многих ветеранов-преподавателей и выпускников отражены не просто в отдельных документах, они собраны в толстенных папках с фотографиями, наградами, аттестатами, личными дневниками… А вот и самая большая папка. В ней – все 35 лет служения техникуму легендарного преподавателя Игоря Сафонова. Год его рождения – 1917 – пронизывает меня грустью, но одновременно и удивляет тем, что в свой 100-летний юбилей он приехал в родной техникум.

– А известному советскому писателю Владимиру Чивилихину исполнилось бы только 90 лет, – рассказывают «Транссибу» студенты 4-го курса Анастасия Тихонова и Андрей Кошкин.

Автор нетленных произведений «Память», «По городам и весям», «Серебряные рельсы», лауреат двух Государственных премий был в числе первых студентов Тайгинского техникума паровозного хозяйства. О трудных годах своей учёбы, когда больше приходилось работать, Чивилихин позже вспоминал: «Техникум куда нас только не бросал: на снегоборьбу, где мы непременно обмораживались, в шахты Анжеро-Судженска наваливать на ленту уголь, на картошку в подсобное хозяйство, в депо, где мы катали паровозные скаты и тянули дышла. Как тянули, не знаю…».

– Именно Чивилихин, – делится своими знаниями истории ТИЖТа Андрей Кошкин, – в 1969 году сыграл решающую роль в строительстве нового учебного корпуса. Ведь старое здание окончательно пришло в негодность. Не хватало кабинетов и лабораторий. С просьбой решить вопрос писатель обратился через газету «Комсомольская правда» к министру путей сообщения Борису Бещеву. И уже в том же году был заложен первый блок фундамента нового корпуса.

Андрей Кошкин и Анастасия Тихонова не так давно вернулись с производственной практики. Парень постигал азы помощника машиниста в эксплуатационном локомотивном депо Новокузнецк, девушка – оператора в эксплуатационном вагонном депо Новокузецк-Северный. Оба в один голос говорят, что не ошиблись в своём профессиональном выборе. Кроме того, ребята – из семей тружеников магистрали, о чём упомянули в конкурсных работах Росжелдора «Будущие железнодорожники России». Настя заняла лидирующую позицию в смотре-конкурсе, став победителем в финале в Москве.

Её победе не удивились, ведь ТИЖТ в системе среднего профессионального образования 9 лет подряд признаётся лучшим отраслевым учебным заведением страны, он – пятикратный лауреат конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ссузов России».

– Но победы невозможны без преподавателей, – уверена Анастасия Тихонова. – Когда они только успевают нас учить, участвовать в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, олимпиадах, проводить мастер-классы, разрабатывать новые методики, добиваясь при этом высоких результатов! К таким преподавателям относится Агата Викторовна Гладкова. Горжусь, что свой дипломный проект по эксплуатации подвижного состава буду писать под её руководством.

Студенты ТИЖТа живут в современном студенческом городке. На 6 гектарах 2 учебных корпуса, 2 общежития, хоккейная коробка, мастерские и, конечно, учебный полигон – главная производственная база, без которой, по словам директора института Евгения Селиванова, невозможно познать железнодорожные профессии.

– Техника здесь не просто экспонат, – рассказывает он. – Снегоуборочная машина СМ-2, например, заводится и её крылья раздвигаются, будто реально захватывают снежный покров с рельсов. Причём, восстановили её преподаватели и студенты. А в прицепном вагоне электропоезда ЭД6 студенты учатся ремонтировать и обслуживать подвижной состав. Вагон оснастили механизмами и деталями с заложенными в них неисправностями. Здесь же будущие железнодорожники изучают обслуживание и ремонт воздушных кабельных линий.

– А для меня центром мироздания навсегда останется вот эта комплектная трансформаторная подстанция с имитацией высоковольтной линии передачи, – говорит выпускник 2009 года Роман Щерб.

Сегодня он уже в должности заместителя начальника Тайгинской дистанции электроснабжения с волнением и трепетом вспоминает о своём дипломном проекте:

– Тогда на участках переменного тока магистрали установили систему безопасности, которая защищает энергетиков от высокого напряжения при работе на контактной сети. И мне предоставилась возможность с руководителем дипломного проектирования Светланой Михайловной Сотниковой, проехав по двум дорогам, нашей и Красноярской, доказать, что система действительно эффективна. Расчёты показали, что даже при форс-мажоре, когда монтёр попадает под электроток, то получает не 6 ампер, а в десятки раз меньше – 0,05. А значит, остаётся живым и невредимым. И понять эту систему, разобраться в ней помогли занятия на полигоне контактной сети родного ТИЖТа.

Свыше 90% всех дипломных проектов студентов института являются реальными, внедряемыми в производство, а представители железнодорожных предприятий готовы выстроиться в очередь за выпускниками.

– Большинство наших выпускников трудится на Западно-Сибирской железной дороге. Это вполне объяснимо. Во время учёбы они проходили практику на предприятиях магистрали, – говорит заместитель директора института по производственному обучению Николай Бритов. – Причём не просто наблюдали за производственным процессом, а принимали в нём непосредственное участие, досконально вникая в процесс и получая за свой труд зарплату. Естественно, ощутив заинтересованность со стороны руководства железной дороги, поработав в прекрасных условиях, выпускники остаются на Западно-Сибирской магистрали.

Ещё одна важная деталь – ребята получают в институте сразу несколько рабочих профессий, что делает их универсальными железнодорожниками.

Материально-техническая база ТИЖТа, считающаяся одной из лучших на сети, благодаря железной дороге и Омскому государственному университету путей сообщения, постоянно совершенствуется.

– В последние несколько лет мы приобрели дефектоскоп «Пеленг», металлографический и биологический микроскопы, лабораторное оборудование по физике. Полностью заменили компьютерное оборудование. В каждом кабинете и лаборатории установлены мультимедийные проекторы или широкоформатные телевизоры. Оборудован Wi-Fi, покрывающий всю территорию института, что позволило студентам, проживающим в общежитии, иметь доступ в сеть института и Интернет с личных гаджетов, – отмечает Евгений Селиванов.

Гордость ТИЖТа – мебельная мастерская с современными промышленными станками, где ребята с мастером-преподавателем Сергеем Блошкиным изготавливают для бытовых нужд общежития столы, встроенную мебель, тумбочки, стеллажи для учебных аудиторий.

– Теперь мальчишки смогут по высшему разряду обставить свою квартиру, создать уют в ней и непременно передадут навыки своим детям, а от этого крепче будет семья, – уверен мастер.

К слову, будущие семьи у многих студентов зарождаются именно здесь.

– Пару лет назад в надежде найти наших влюблённых и узнать их дальнейшую судьбу мы объявили конкурс «ТИЖТ соединяет сердца», – рассказывает заместитель директора института по воспитательной работе Валентина Одинцова. – И откликнулись десятки наши влюблённых выпускников: Мещеряковы, Беликовы, Лебедевы, Орловы… Наташа и Костя Курбатовы познакомились, когда готовились к студенческому конкурсу «Мисс и Мистер ТИЖТа». Встречались, после выпуска поженились, сейчас вместе работают на станции Топки, а их дочь пойдёт в этом году в первый класс.

«А ведь очень здорово, – подумал я, – что в ТИЖТе ещё и влюбляются. Счастье-то – вот оно, за соседней партой, а не где-то далеко. Красивые, умные, добрые люди создают крепкие железнодорожные семьи, воспитывают детей, которые, решив продолжить дело родителей, непременно поступят в Тайгинский институт железнодорожного транспорта. А значит, у этой 75-летней истории есть продолжение».
Анатолий Болдырев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31