22 марта 2019 15:38
фото: дарья доротова

Искусство быть лучшим

Новосибирский центр организации работы железнодорожных станций (ДЦС-2) расширил формат традиционного конкурса профмастерства. В 2018 году в нём приняли участие представители пяти профессий. Наравне с опытными специалистами выступила команда студентов.
Новосибирский техникум железнодорожного транспорта (НТЖТ) радушно распахнул перед гостями свои двери. Хотя какие же это гости? Многие работники магистрали окончили это учебное заведение и были рады вернуться в стены альма-матер. Знакомые аудитории, строгие, но приветливые лица преподавателей, фотографии на стенах, где железнодорожники без труда разглядели своих товарищей, – всё это стало причиной улыбок и приятных воспоминаний о годах учёбы.

– Мы впервые проводим конкурс профессионального мастерства в таком формате, когда представлены все профессии. Это в дальнейшем позволит сделать работу центра более сплочённой, поможет при реализации наших повседневных задач, – рассказал об идее начальник ДЦС-2 Евгений Павленко.

Он поблагодарил всех организаторов – железнодорожников и особенно коллектив учебного заведения, которые создали все условия, чтобы конкурсанты могли всецело сосредоточиться на заданиях. Для проведения мероприятия выделили целый этаж, включающий актовый зал, а также учебный полигон во дворе техникума.

– ДЦС-2 – это не просто наши многолетние партнёры, наши друзья. Мы плодотворно сотрудничаем в организации практики студентов: распределение движенцев идёт именно в это подразделение, – прокомментировал директор НТЖТ Александр Погребняк. – Сегодняшний конкурс профессионального мастерства – ещё одно хорошее начинание и для железнодорожников, и для учащихся нашего техникума. У нас уже есть определённый опыт в этом направлении, и я считаю, что нужно этот опыт развивать. Формат, когда студенты могут участвовать вместе с действующими специалистами ДЦС-2, позволит сделать нам определённые выводы о перспективах.

Составители поездов, дежурные по станции, приёмосдатчики груза и багажа, агенты системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) и начальники станций – 27 железнодорожников и 5 учащихся прошли предварительный отбор, чтобы побороться за звание лучшего в своей профессии. Для них приготовили теоретические и практические задания, которые бы позволили максимально полно раскрыть знания и навыки.

– Ни одно учебное заведение не может выпустить высококвалифицированных специалистов – специалистом каждый становится сам. Для этого нужно учиться всю жизнь, – уверен начальник отдела коммерческой работы Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Владимир Бельский, который вошёл в жюри конкурса. – Отдельно я хотел бы сказать о профессии приёмосдатчика груза и багажа. В хозяйстве грузовой и коммерческой работы требуется пунктуальность и соблюдение всех требований безопасности движения, потому что ни одно событие не обходится для компании без последствий. Последние инциденты показывают, что при надлежащем выполнении работниками своих должностных обязанностей их можно избежать. Поэтому важно постоянно совершенствовать свои знания, навыки, соблюдать требования нормативно-технической документации.

В кабинете, где вот-вот начнётся тестирование для приёмосдатчиков и агентов СФТО, полная тишина. Атмосфера, как на экзамене, – организаторы сурово молчат, конкурсанты слегка волнуются, ожидая заданий. Но получив листы с вопросами, девушки и парни довольно лихо проставляют в них отметки. Как рассказала участница профессиональных состязаний Дарья Годованюк, тесты оказались не так уж и просты – пришлось напрячь память. Ей, к примеру, попалось много вопросов об опасных грузах, с которыми железнодорожница редко встречается в повседневной работе. Зато конкурс показал, где нужно освежить знания.

Но настоящим камнем преткновения стала задача о совместной перевозке грузов. Среди всех конкурсантов только приёмосдатчик груза и багажа станции Чемской Марина Трубенко смогла сделать правильные выводы, за что получила главный приз в своей номинации. «Участники сделали много различных заключений, определили характеристики, но, к сожалению, никто, кроме победителя, не смог сказать, что совместная перевозка всё-таки возможна», – подчеркнули члены жюри. Кроме того, судьи отметили, что агент СФТО станции Новосибирск-Восточный Михаил Егоров также одержал победу с большим отрывом.

– Для меня конкурсы профессионального мастерства – это толчок к развитию. Но также общение и новые знакомства. Развитие в широком смысле, – поделилась Марина Трубенко. – Конечно, пришлось немножко подумать, вспомнить нормативную литературу, которую не часто использую, не каждый день. Но главное, что мне помогло победить, – внимательность к вопросам. Я старалась не торопиться, подумать хорошо перед ответом.

Пока коллеги корпели над заданиями в тёплых аудиториях, начальникам станций (ДС) пришлось отвоёвывать свои награды на свежем воздухе. Воздух был не только свеж, но даже морозен. С самого утра Новосибирск посыпало снегом, и, хотя учебный полигон предварительно почистили, рельсы обильно припорошило. Но опытные железнодорожники, казалось, не обращали на это внимание. Надев оранжевые жилеты, конкурсанты один за другим выполняли задание. Сначала нужно было сделать необходимые замеры, а затем назвать все неисправности и недочёты. Опытные мужчины легко, даже играючи, справляются с этим. «А когда будет поезд?» – шутят они. «Пока не было», – с усмешкой отвечают коллеги, оглядываясь на короткий участок рельсов. А вот единственной в этой компании девушке – студентке четвёртого курса Ксении Безнес – приходится сложнее. Сначала она уверенно делает замеры, называет нормативы, но потом хмуро признаётся: дефекты она знает только в теории и отыскать их не сможет. Судьям остаётся только понимающе пожимать плечами, ведь опыт не
падает с неба.

– Начальник станции – сложная профессия, – считает Ксения. – Нужно уметь координировать работу всех сотрудников станции и разбираться в каждой из специальностей отдельно. В целом, я готова в будущем стать ДС, но для этого нужно пройти немало этапов, освоить различные профессии – не знаю, хватит ли у меня терпения.

Разумеется, нужно проявить упорство, чтобы занять руководящую должность. Но стать лучшим по профессии – это, в своём роде, искусство. В 2018 году такое звание получил начальник станции Черепаново Тимофей
Шестак.

– Только два начальника станций нашли закрытие стрелки. Это замечание на будущее для ДС, чтобы более серьёзно относились к своей работе. Это моё пожелание по вопросу безопасности движения, – прокомментировал итоги заместитель начальника ДЦС-2 Денис Никончук. – Также хотелось бы отметить, насколько всё серьёзно проходило: все конкурсанты были сосредоточены на решении задач. Я считаю, что мероприятие прошло на достойном уровне – на том уровне, который мы сегодня от вас ждём. Уверен, что участники будут подниматься по карьерной лестнице, достигать новых результатов.

Конечно, достигать новых результатов лучше вместе. Поэтому для участников конкурса профессионального мастерства организовали командообразующие игры. Одним из самых ярких этапов стал тот, где железнодорожникам предложили создать свою станцию. И речь идёт не только об идее: в центре внимания оказались цветные листы, ножницы, скотч. Пробовали ли вы когда-нибудь клеить вокзал из бумаги? Ведущая сразу задала масштаб: будущая станция должна быть по габаритам не меньше полутора метров. Задача непростая, с размахом. Но именно этот конкурс понравился специалистам больше всего.

– Для меня самым запоминающимся моментом сегодняшнего дня стало сооружение станции, потому что в этом участвовала вся команда. И команда у нас подобралась очень интересная: агент СФТО, приёмосдатчик груза и багажа, составитель поездов, ДС и я, – поделился впечатлениями дежурный по станции Ложок Никита Сёмин, занявший в своей специальности первое место. – Каждый из нас внёс свою лепту, и получился неплохой результат. Также хочу отметить, что конкурс профмастерства прошёл на высоком уровне. В этом техникуме я учился, поэтому приятно было побывать здесь снова, увидеть преподавателей – рад, что не забывают и вспоминают очень тепло.

Лучшим составителем поездов стал Виталий Кондаков со станции Инская. Также судьи отметили, что команда студентов показала хорошие результаты, заняв место в середине итоговой таблицы. Молодёжь особенно радушно поблагодарили за участие в конкурсе, вручив сладкий презент и билеты в кино. Победители же – по трое в каждой категории – получили дипломы и памятные подарки.
Дарья Доротова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31