21 сентября 2019 22:31
фото: архив редакции

Не отставая от мужчин

Весной 1942 года в Москву пришел долгожданный состав с сибирским углем.
Нет ничего удивительного в этом факте – столица крайне нуждалась в энергоресурсах. Интересно другое – «привела» состав именно женская бригада барабинских железнодорожниц.

Еще в феврале 1942 года железнодорожники Барабинского узла решили сделать подарок к Международному женскому дню для тружениц блокадного Ленинграда. Поезд с подарками, в основном, с теплыми вещами, мукой и овощами также возглавила представительница прекрасного пола – депутат городского Совета Барабинска Таисья Данилова, работавшая в местном паровозном депо слесарем инструментального цеха. Посылки на фронт и в осажденную северную столицу собирались быстро. Работники депо, к примеру, отказывались от получения спецодежды и просили передать ее нуждающимся и бойцам Красной Армии. Носки и варежки вязали пожилые женщины, которые уже не могли работать в депо. И в то же самое время в Москву было решено отправить тяжеловесный состав с углем, который должен был прибыть туда в начале марта. Это ответственное задание взяла на себя бригада старшего машиниста паровоза Екатерины Новицкой. Их поезд, сформированный в Барабинске, так и называли «женским эстафетным», так как вся поездная бригада, включая помощника машиниста и кочегара, состояла из женщин. Вагонные мастера, кондукторы – все были из прекрасной половины советских железнодорожников.

Известный барабинский железнодорожник Станислав Шабуневич в книге «На главном ходу» так описывает эту поездку: «На каждой станции, где приходилось останавливаться, экипаж видел следы войны: теплушки с красноармейцами, санитарные поезда, платформы с орудиями. Тревога сжимала женские сердца при виде побывавших под бомбежкой составов, разрушенных станций».

– Морозной ночью мы прибыли на станцию Москва-Сортировочная, – писала в своих послевоенных мемуарах участница того памятного рейса Клара Монастырева. – И как раз в это время налет, воют сирены, грохот, стрельба. Мы, конечно, перепугались. Но назавтра доложили заместителю наркома путей сообщения, что рейс прошел благополучно и задание выполнено.

Решительность и храбрость сибирских железнодорожниц не остались без должного внимания. Весь экипаж поезда, как впоследствии оказалось, под «победным номером» – 1945 – был приглашен в редакцию железнодорожной газеты «Гудок». Там девушки были встречены овациями работников редакции и сфотографированы на память. А потом весь экипаж рейса отправился на экскурсию по Москве, побывали девушки и на Красной площади, и на станциях Московского метрополитена.

Через четыре дня порожний состав отправился в обратный путь. Весь привезенный уголь сибирячки отдали непокоренной фашистами Москве, поэтому огонь в топке паровоза всю дорогу поддерживали исключительно припасенными наспех дровами.
Роман Сидоров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30