22 ноября 2019 02:40
22 ноября 2019 02:40
фото: михаил пермин

Резервы для экономии есть

В рейтинге железных дорог по инженерной деятельности Западно-Сибирская магистраль занимает первую строку по результатам работы по рациональному расходованию топливно-энергетических ресурсов в 2017 году

Ежегодно снижая нормы удельного расхода энергоресурсов, магистраль подошла к такой ситуации, когда добиваться их экономии становится невозможно только за счет мастерства вождения поездов локомотивными бригадами. Необходимо учитывать влияние и других факторов: конкретных результатов в этой деятельности каждого локомотивного и моторвагонного депо, величины непроизводительных потерь и даже погодных условий. С такой позиции нужно оценивать итоги минувшего года.
Рейтинг – наивысший на сети

По итогам работы в 2017 году выполнены все заданные ОАО «РЖД» параметры по расходу топливно-энергетических ресурсов. Это позволило дороге занять первое место на сети в рейтинге по инженерной деятельности. 

– Эффективность проведенной работы по рациональному использованию ресурсов во всех видах деятельности подтверждается тем, что эксплуатационные расходы магистрали снижены на сумму более 168 млн руб., – отметил, открывая совещание, главный инженер железной дороги Андрей Черевко. – Лучшие подразделения и специалисты за наиболее весомый вклад в экономию энергоресурсов традиционно поощряются начальником дороги Анатолием Регером. Им вручаются кубки и денежные  премии.

Звания «Лучшее структурное подразделение по экономному и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов за 2017 год» удостоен коллектив эксплуатационного локомотивного депо Белово, которым руководит Александр Хлебус. Звание «Лучшее структурное подразделение по экономному и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов на нетяговые нужды за 2017 год» присуждено коллективу Омской дистанции гражданских сооружений, где начальником Дмитрий Либик.

Особо радует тот факт, что по результатам прошлого года установленные нормы расхода ресурсов на тягу поездов выполнены всеми локомотивными и моторвагонными депо. Наибольшая экономия электроэнергии достигнута в эксплуатационном локомотивном депо Белово – 6 млн кВтч, или 1,7% от права расхода. Удельный расход электроэнергии к уровню 2016 года снижен на 3%.

В моторвагонном депо Новосибирск, которым руководит Евгений Орлов, сэкономлено 983 тыс. кВтч, или 1,3% от права расхода. По сравнению с 2016 годом удельный расход электроэнергии уменьшен на 7,5%. Наибольшая экономия дизельного топлива на тягу поездов – в эксплуатационном локомотивном депо Барнаул. Коллектив, возглавляемый Константином Закусиловым, добился экономии 775 тонн условного топлива, или 534 тонн в натуральном исчислении, или 1,5% от права расхода. Удельный расход дизельного топлива к уровню прошлого года снижен на 0,8%.

– В 2017 году на заседаниях территориальных комиссий по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности мы отмечали рост непроизводительных расходов энергоресурсов на тягу поездов, – отметил Андрей Иванович. – В том числе увеличение расхода электроэнергии на одиночное следование тягового подвижного состава на 2,6%, а также участившиеся случаи неграфиковых остановок грузовых поездов в пути следования – на 10,2%. Здесь кроются наши резервы экономии ресурсов.

Главный инженер железной дороги заострил внимание участников совещания на том, что на сегодняшний день главная задача – выполнить все установленные Правлением ОАО «РЖД» повышенные задания по экономному расходу топливно-энергетических ресурсов.

Ставка на программу сбережения

– За 12 лет нам удалось снизить удельный расход электроэнергии на тягу поездов на 10%. Это позволило уменьшить суммарный расход электроэнергии на существующие объемы перевозок на 494 млн кВтч и сэкономить 1 млрд 442 млн рублей, – сказал в своем докладе начальник дорожного топливно-энергетического центра Александр Звягинцев. – Удельный расход дизельного топлива снижен на 12,8%. Это составляет 13640 тонн условного топлива, или 9410 тонн в натуральном исчислении. Экономия составила 312 млн 210 тыс. рублей.

Для контроля за пропуском поездов, за выполнением норм расхода, установленных локомотивным бригадам, в 2017 году специалистами центра выполнен ряд сопровождений не только на участках, где реализовано движение грузовых поездов по энергооптимальным расписаниям, но и на участках Кузбасского региона.

Приходится констатировать, что в большинстве поездок выявлены случаи пропуска поездов с отклонениями от расписаний, а также случаи неприменения режима автоведения поезда. Тем не менее, организация графикового движения грузовых поездов является перспективным направлением деятельности.

Особая ставка делается на экономический эффект от реализации организационно-технических мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Она перевыполнена на 25%. В денежном выражении эффект составил 247 млн руб., что на 34% выше планового задания. Работу вели по следующим основным направлениям: совершенствование методов управления движением поездов, улучшение показателей использования локомотивов, повышение качества технического состояния подвижного состава, системы тягового электроснабжения, оптимизация режимов работы и модернизация систем отопления и освещения, применение энергоэкономичных светильников, внедрение светодиодной техники.

– Одним из главных видов деятельности дорожного топливно-энергетического центра является проведение режимно-наладочных работ котлового и вспомогательного оборудования котельных на полигоне железной дороги, – отметил Александр Григорьевич. – Наличие лицензии и специализированного оборудования позволяет выполнять силами центра режимно-наладочные испытания оборудования котельных без привлечения специализированных организаций, что позволяет железной дороге снизить эксплуатационные расходы.

Рекуперация покоряется умелым

В ходе технико-технологического совета рассматривались многие насущные вопросы. Так, участников совещания заинтересовало выступление главного инженера Уральской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Вячеслава Невежина. Речь шла о необходимости изготовления или приобретения автономных перемещаемых генераторных установок для работы с машинами ПОМ с целью исключения использования тягового подвижного состава, а также о внедрении системы контроля загрузки снега на снегоуборочных машинах. 

Актуальным стало выступление главного инженера Западно-Сибирской дирекции тяги Дениса Новоселова, который рассказал о принимаемых мерах по повышению ответственности работников локомотивных бригад за допущенный перерасход топливно-энергетических ресурсов. И о задачах на 2018 год по увеличению количества машинистов, добившихся экономии ресурсов.

Главный инженер железной дороги Андрей Черевко здесь справедливо заметил, что каждый случай перерасхода энергоресурсов локомотивной бригадой надо тщательно анализировать и делать правильные выводы. Необходимо постоянно повышать мастерство вождения в плане применения рекуперации. Для машинистов должна быть составлена четкая и понятная программа, касающаяся экономии энергии.

Главный инженер службы пути Антон Сосков и главный инженер Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути Владимир Семенов поделились опытом организации работы в период ремонта объектов инфраструктуры, направленной на снижение количества ограничений скорости движения поездов, исключения случаев неграфиковых остановок поездов и передержек «окон». 

Главный инженер железной дороги подчеркнул, что накануне открытия ремонтного сезона-2018, необходимо ставить конкретные задачи по снижению количества предупреждений.

Перед аудиторией совещания выступил кандидат технических наук, доцент, руководитель учебно-методического центра по энергосбережению и повышению энергоэффективности при Институте повышения квалификации и переподготовки (ИПКП) Омского госуниверситета путей сообщения Александр Комяков. Он сделал акцент на важности дополнительного профессионального образования как инструмента повышения энергетической эффективности железнодорожного транспорта. 

По утверждению докладчика, в современных условиях обновлять свои профессиональные знания руководителям и специалистам требуется каждые пять лет. Соответствующая материальная база в университете имеется.

В конце совещания главный инженер Западно-Сибирской железной дороги Андрей Черевко в торжественной обстановке вручил Кубки лучшим структурным подразделениям по экономии топливно-энергетических ресурсов. Состоялось награждение тружеников магистрали – за наилучшие показатели в использовании ресурсов.
Владимир Павлов

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30