Выпуск 28.03.2013

От станции Всполье – до вокзала Ярославль-Главный

Первая железная дорога по Ярославии пролегла в далеком 1870 году, связав Ярославль через Ростов с Москвой. Поезда из Москвы прибывали на вокзал Ярославль-Московский. Через два года железнодорожные пути протянули от Ярославля через Данилов до Вологды. А на рубеже XIX и ХХ столетий была построена железнодорожная станция Всполье, соединившая Ярославль с Рыбинском, а через него – с Санкт-Петербургом. Так в 1898 году началась история станции Всполье, а впоследствии – вокзала Ярославль-Главный.
Среди старожилов название Всполье до сих пор в ходу.

Станция Всполье в первые дни после открытия.Первая железная дорога по Ярославии пролегла в далеком 1870 году, связав Ярославль через Ростов с Москвой. Поезда из Москвы прибывали на вокзал Ярославль-Московский. Через два года железнодорожные пути протянули от Ярославля через Данилов до Вологды. А на рубеже XIX и ХХ столетий была построена железнодорожная станция Всполье, соединившая Ярославль с Рыбинском, а через него – с Санкт-Петербургом. Так в 1898 году началась история станции Всполье, а впоследствии – вокзала Ярославль-Главный.

Среди старожилов название Всполье до сих пор в ходу. После возведения в 1913 году железнодорожного моста через Волгу более старый вокзал города – Ярославль-Московский – оказался в отдалении от основных путей транспортировки железнодорожных грузов через Ярославль. Поэтому станция Всполье постепенно выросла до главного вокзала Ярославля, получив в 1958 году соответствующее название – Ярославль-Главный.

 

ВОССТАНИЕ 1918 ГОДА

С главным железнодорожным вокзалом и сортировочной станцией Ярославля связано много важных исторических дат страны.

Одним из драматических событий «второй русской смуты» является восстание в Ярославле – 6–21 июля 1918 года. В городе, помнившем еще киевских князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, произошло одно из наиболее сильных и организованных восстаний против советской власти.

 

Начало восстания – образец быстрой и успешной операции. В ночь на 6 июля на Леонтьевском кладбище, в непосредственной близости от вокзала полковник Перхуров собрал 105 бойцов, выступивших на рассвете в центр города. Вскоре стало ясно, что силами одних офицерских частей удержать город не удастся, необходимо было привлечь на его защиту окрестных крестьян и рабочих.

 

Большие надежды возлагались на рабочих железнодорожных мастерских, выставивших на фронт около 140 человек (довольно большой показатель для восстания). Рабочие ремонтировали броневики в мастерских, готовили бронепоезд для контратак на позиции красноармейцев. С вокзалом связано как начало, так и завершение белогвардейского мятежа – именно со стороны Всполья произошли наступление на город белых офицеров и контрнаступление войск Красной Армии, завершившиеся победой последних.

 

ЭХО ВОЙНЫ

Вид привокзальной площади в 50-е годы прошлого века.«Точно сиянием светящейся бомбы озарен ночной, незнакомый вокзал, полный забот, трудов и волнений войны. Чего не увидишь в этом ярком, неестественном свете! Старший собирает команду, ругаясь, и люди строятся, не выспавшиеся, хмурые, – война! На платформе в ларьке выдают довольствие по командировкам, по аттестату, и бережно берут черный хлеб солдатские руки, – война! Девочка лет пяти потерялась, отстала от эшелона, и уже по радио зовут ее мать – зовут и не могут дозваться, – война! Моряк с мешком в одной руке, с чемоданом в другой слезает с московского поезда, спрашивает, где эвакопункт, и становится в очередь к начальнику в маленькой грязной комнате, битком набитой сидящим, стоящим и спящим народом, – война!» – так описывает вокзал Всполье Вениамин Каверин в романе «Два капитана».

 

В годы войны станция Всполье была решающей для всего Северо-Западного направления. Она являлась распределительной станцией Калининского, Западного и Северо-Западного фронтов. Отсюда отправлялись поезда, перевозившие необходимые грузы для бойцов, защищавших Москву и Ленинград.

 

Коллектив станции самоотверженно трудился и в лютую зимнюю стужу, и в осеннюю непогоду. Длинными, темными ночами беспрерывным потоком шли через станцию воинские эшелоны с людьми и боевой техникой, осуществлялось питание фронтов, в тыл двигались поезда с эвакуированными людьми, заводским оборудованием, грузами для нужд промышленности и продовольствием. С 1941-го по 1942 год на вокзал прибыло 162 эшелона с эвакуированными ленинградцами – более 300 тысяч жителей блокадного города. Среди эвакуированных было много детей, не помнивших о себе почти ничего. Некоторые воспитывались в детских домах или у приемных родителей, не зная подчас своего настоящего имени. В память о тех страшных событиях на здании билетных касс открыли мемориальную доску, у которой и по сей день не увядают цветы.

 

Б УДНИ ВОКЗАЛА

После капитального ремонта в 2000 году вокзал предстал перед ярославцами и гостями города в первозданной красоте.Более 50 лет станционное здание представляло собой длинное деревянное одноэтажное строение. Лишь в 1952 году началось возведение нового, монументального здания вокзала. Спустя четверть века – в 1977-м – вокзальный комплекс Ярославль-Главный дополнили зданием билетных касс и подземным переходом – единственным на магистрали.

 

По объему пассажирских перевозок, переработки багажа, а также по имеющимся пассажирским обустройствам вокзал отнесен к категории внеклассных. Его единовременная вместимость – 1500 пассажиров дальнего и местного сообщения и 300 пассажиров пригородного сообщения. Но при необходимости вокзал может вместить и большее число пассажиров.

 

Сегодня инфраструктура вокзального хозяйства Ярославль-Главный представляет собой шесть пассажирских путей смешанного использования. Две высокие платформы: первая – первый путь и третья – четвертый и пятый пути, а также две низких платформы: вторая – второй и третий пути и четвертая платформа – шестой путь. Выход на первую платформу осуществляется непосредственно из города и зданий вокзала, на остальные пассажир попадает через подземный переход.

 

Кроме двух десятков скорых и пассажирских поездов, чья конечная станция прибытия – Ярославль, вокзал обслуживает проходящие поезда, направляющиеся на Север, Юг, на Восток по Транссибу. Кроме того, летом курсируют дополнительные поезда, везущие северян к местам летнего отдыха в Новороссийск, Адлер, Анапу, Евпаторию.

Ежедневно Ярославль-Главный пропускает сотни и тысячи пассажиров. Не удивительно, что столь активная жизнь вокзала не прошла незаметно для его состояния.

 

За 45 лет с момента постройки «главные ворота города» заметно «поистрепались», практически вышли из строя коммуникации вокзала. Остро встал вопрос о необходимости капитального ремонта здания. В феврале 2000 года вокзал закрыли на реконструкцию.

Вскоре обновленный Ярославль-Главный предстал перед пассажирами во всей красе. В ходе ремонта полностью восстановили первоначальный внешний облик «визитной карточки» города. Радует взор и уникальная внутренняя отделка, а современный кассовый зал представляет собой произведение архитектурного искусства.

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОКЗАЛ В БУДУЩЕМ?

altНачальник вокзала Ярославль-Главный Дмитрий Тарасов (на снимке):

– Для повышения качества обслуживания пассажиров необходима полная реконструкция павильонов билетных касс. Нужно провести реконструкцию второго этажа зала ожидания, снести торговые павильоны, усовершенствовать зал повышенной комфортности. Требуется ремонт, соответствующий высоким требованиям сервиса: необходимо поставить удобную мягкую мебель, оборудовать здание техникой. Придя на вокзал, пассажир должен отдохнуть физически и морально перед долгим путешествием, а для этого нужно сделать его времяпровождение максимально комфортным.

 

Привести к европейским нормам необходимо и комнаты отдыха для транзитных пассажиров в павильоне билетных касс. Их удобство должно быть не хуже чем в современных гостиничных номерах.

Также хотелось бы видеть на станции единый вокзальный комплекс, соединяющий на первых этажах хозяйственные службы и павильон билетных касс с основным заданием вокзала. Необходимо, чтобы здесь открылся единый торговый центр, позволяющий пассажирам, не бегая по городу, купить продукты первой необходимости, лекарства и другие товары.

Моя заветная мечта – соорудить на первой платформе крытый перрон, который бы простирался от основного здания до павильона билетных касс. Крытая платформа позволит защитить наших пассажиров и от палящего солнца, и от ледяного ветра. Надеюсь, что в недалеком будущем вокзал Ярославль-Главный будет выглядеть именно так.

 

 

 

Сергей Шадрин. Фото Василия Воробьева и из архива Георгия Медведева.

Ссылка на материал: | http://www.gudok.ru/zdr/179/?archive=26776&ID=658568

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

© ОАО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/