05 июня 2020 22:59

05 июня 2020 22:59

фото: Владимир Финогенов

Раритет в действии

Верой и правдой служат железнодорожникам Вологды и Иваново проекты известного инженера


В Северной магистрали № 29 от 16.08.2013 г. был опубликован материал Тамары Шаровой «Искусство инженера» о водонапорных башнях всемирно известного проектировщика Владимира Шухова, расположенных в Ярославле и когда-то снабжавших водой железнодорожные мастерские. Однако в материале не упоминалось, что на полигоне Северной дороги были и другие конструкции Шухова – водонапорные башни, расположенные в эксплуатационном локомотивном депо Иваново и на станции Вологда-1. Эти башни и по сей день выполняют свою функцию.



О работах Владимира Шухова, автора знаменитой радиобашни на Шаболовке, во всём мире говорят как о важном наследии в области архитектуры и инженерии. Большая часть этих выдающихся сооружений утрачена или находится в плачевном состоянии. С 1896-го по 1930-й год по проектам Шухова построено более 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен. До наших дней сохранилось не более 20.

Что говорить о действующих башнях! Сегодня это настоящий раритет, и железнодорожникам Северной повезло наблюдать и пользоваться работой конструкций знаменитого инженера.

Обе башни находятся в исправном техническом состоянии и не нуждаются в замене, их работоспособность поддерживается Северной дирекцией по тепловодоснабжению.

Водонапорная башня в Вологде построена в 1930 году. Её высота – 28,5 м, объём водоприёмного бака – 180 м3. Ствол сделан из дерева, фундамент – монолитный армированный бетон. Несущие металлические конструкции, как и на всех шуховских башнях, соединены клепанием без сварки.

Изначально башня предназначалась для накопления технической воды для заправки паровозных котлов и работы котельных. Водозабор осуществлялся насосной станцией из реки Вологды в районе обойной фабрики на Советском проспекте.

С переходом с паровозной тяги на тепловозную, в связи с развитием железнодорожного узла, назначение башни изменилось: она была включена в систему питьевого водопровода с водозабором из артезианских скважин.
Сегодня башня в основном используется как накопительный резервуар питьевой воды для экипировки пассажирских вагонов на станции Вологда.

Помешать работе башни не смогли даже стихии. В 2011 году ураганом была повреждена кровля сооружения, но главный элемент шуховской конструкции – основание – выстоял. В 2011–2012 гг. был произведён капитальный ремонт башни. Выполнены ремонт кровли, замена и утепление наружных стен бака, ствола башни. Произведена замена днища водоёмного бака, выполнены работы по укреплению фундамента. Несущий силовой каркас башни сохранился в первозданном виде.

Экспертиза промышленной безопасности, проведённая перед началом капитального ремонта, показала, что крен башни находится в пределах нормы. Северная дирекция по тепловодоснабжению поддерживает башню в работоспособном состоянии, и шуховская конструкция может прослужить железнодорожникам ещё многие десятилетия.

Водонапорная башня в Иваново располагается на территории эксплуатационного локомотивного депо. Её особенность – наличие двух баков с водой: технической и питьевой. Башня высотой 31 м была построена в 1930 году. Ёмкость верхнего малого  бака (для питьевой воды) – 180 м3, нижнего (для технических нужд) – 320 м3.

Изначально и эта башня была предназначена для снабжения водой как железнодорожников, так и жителей близлежащих домов. Сегодня башня используется только для нужд железнодорожников.

Неподалёку от вокзала Иваново-Пассажирское расположена ещё одна конструкция Владимира Шухова, используемая для помывки вагонов. Её высота – 26 м, но она старше своей «соседки»: строение относится к 1906 году.
Алексей Механов, заместитель начальника Северной дирекции по тепловодоснабжению
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31