01 декабря 2022 20:34

01 декабря 2022 20:34

«Теперь это наш монастырь, железнодорожный..»

Эти слова президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин произнёс во время посещения Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге

 

На Октябрьской дороге прошёл День памяти инженеров путей сообщения. Мероприятие проводилось совместно с Центром национальной славы, который возглавляет президент ОАО «РЖД». Владимир Якунин возложил цветы к памятникам на могилах министров путей сообщения адмирала Константина Посьета и Адольфа Гюббенета, выдающихся инженеров Андрея Дельвига и Александра Еракова, основателя российской школы мостостроения Николая Белелюбского.

 

Информационное сообщение на эту тему могло бы быть лаконичным и ограничиться констатацией данного факта, если бы не обстоятельства. А они таковы. В 2008 году газета Октябрьской дороги «Октябрьская магистраль» отмечала 75-летие.  На юбилейные торжества собрались все главные редакторы дорожных газет. В программу экскурсий входило посещение Новодевичьего монастыря. В некрополе среди могил выдающихся людей России второй половины XIX – начала XX века – поэтов Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Майкова, художника М. Врубеля, адмирала Г. Невельского и других – попадались отдельные с надписью «инженер путей сообщения». Возникла идея: узнать, что это за инженеры. И началась исследовательская, а затем и поисковая работа.

Честно говоря, тогда мы просто не представляли, какие результаты принесёт наш поиск. Сформировали молодёжный отряд и начали «прочёсывать» некрополь. Параллельно подняли имеющиеся на эту тему материалы. Выяснилось, что в библиотеке Петербургского университета путей сообщения хранится рукописный альбом, составленный в 1980-е годы преподавателем этого вуза К. Энрольдом. В нём дан полный перечень захоронений выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения (как он  назывался в середине XIX века) в некрополе Новодевичьего монастыря с указанием точных координат могил. После нанесения на старинный план найденных координат наш поиск приобрел системный характер. Сначала мы стали обнаруживать надгробья, вид которых казался вполне современным. Оказалось, что 30 лет назад К. Энрольд занимался аналогичной работой, и именно его заботами было восстановлено несколько могил. Принёс свои плоды и метод сплошного «прочёсывания». Список  Энрольда пополнялся с каждым разом. Но главные открытия были впереди.

После первой же публикации в газете «Октябрьская магистраль»  появились добровольные помощники. На любой объявленный субботник по уборке могил кроме молодёжи стали приходить ветераны дороги. Почему-то именно их эта тема волновала особо.

– Это же наши предшественники, – говорили они, – а мы о них ничего не знаем.

Не знали мы очень много. Ни того, что после революции 1917 года кладбище Новодевичьего монастыря, поскольку было оно одним из самых богатых в городе, грабили мародёры. Ни того, что  в 1960-е  Ленгорисполком вынес решение о том, что могилы, не представляющие собой исторической ценности,  подлежат сносу. Ни того, что захоронения наших  инженеров, а вместе с ними и выдающихся флотоводцев, врачей, государственных деятелей  второй половины XIX века  как раз и есть те, что исторической ценности «не представляют». И в самом деле – большая часть надгробий инженеров была уничтожена.

Но исторический поиск – дело увлекательное. По материалам, найденным в Российском государственном историческом архиве и Российской национальной библиотеке, удалось установить факт захоронения 140 инженеров-путейцев. Эти люди не только строили и эксплуатировали первые отечественные железные дороги, но и создавали Петербург, его мосты, набережные, храмы.  Здесь нашли свой последний приют три министра путей сообщения России, несколько руководителей департаментов МПС, три начальника Петербурго-Московской железной дороги, руководители других дорог, ректоры и преподаватели Института Корпуса инженеров путей сообщения (ныне ПГУПС), создатель паровоза и автор первого учебника по паровозостроению, строители Транссиба и Кругобайкальской железной дороги.

Работникам Западно-Сибирской магистрали,  возможно, будет интересно узнать, что здесь похоронен инженер, строитель Транссиба Леонид Бошняк, в честь которого получила название станция Бошняково. Кого-то, может быть, заинтересует тот факт, что здесь покоятся останки Дмитрия Кандаурова, главного инженера Московско-Курской, позднее управляющего Рязано-Уральской дороги. Кто-то, бывает и такое, будет искать могилу начальника дистанции строительства дороги Уфа – Златоуст Григория Романова. Её найти можно – историческое надгробье в целости. А две другие выше упомянутые могилы не сохранились. Из общего количества захоронений найдено не многим более 25 надгробий. Но остались имена, пометки в личных делах, послужные списки, наконец, спроектированные и построенные  этими людьми дороги, мосты, станции и перегоны. Всё это подвигает нас на дальнейший поиск, который продолжается и сегодня.

Имея такой объёмный материал, мы поняли, что тема выходит за рамки газеты, Петербургского университета путей сообщения, Октябрьской дороги. Центр национальной славы, куда мы обратились в конце 2010 года, поддержал идею восстановления памяти о незаслуженно забытых инженерах путей сообщения. И теперь, начиная с этого года, реализуется программа «Гордость российских железных дорог». В рамках этой программы в некрополе побывал президент ОАО «РЖД». Владимир Якунин с большим интересом осмотрел некрополь, встретился с молодёжным волонтёрским отрядом, ответил на многочисленные вопросы ребят.

В ходе встречи был обнародован архивный документ о том, что строительство самого Новодевичьего монастыря также вели инженеры путей сообщения. Согласно Указу Его Императорского Величества Николая I, для этих целей был образован специальный строительный комитет. С особым трепетом эту информацию восприняла настоятельница Новодевичьего монастыря игуменья София. В Казанском храме была отслужена панихида по строителям железных дорог и Новодевичьего монастыря.

– Я потрясён увиденным, – сказал Владимир Якунин. – Теперь это наш монастырь, железнодорожный.

Действительно, ни в Санкт-Петербурге, ни в другом городе нет такого места упокоения, где бы было собрано столько исторических имён, имеющих прямое отношение к развитию железных дорог России.  

 

Справка:

Центр национальной славы России создан в 2002 году. Основная его задача – реализация программ, направленных на развитие национального самосознания граждан, укрепление в исторической памяти современного поколения россиян славных страниц истории Отечества, патриотическое воспитание молодёжи. Большой проект Центра национальной славы «Служение Отечеству: события и имена» направлен  на возвращение из забвения имён выдающихся граждан России, внесших значительный вклад в развитие страны.

 

Татьяна Куценина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31