17 октября 2021 05:43

17 октября 2021 05:43

Некрополь славных имён

ПО СТРАНИЦАМ АЛЬБОМА ОБ ИНЖЕНЕРАХ-ПУТЕЙЦАХ ПЕТЕРБУРГСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ<br />
    

Не говори с тоской «их нет»,

Но с благодарностию – «были»!

В. Жуковский

 

Эти слова поэта об ушедших дорогих людях как нельзя лучше подходят к героям альбома «Времён связующая нить… Инженеры путей сообщения и Новодевичий монастырь».

 

Его авторы – петербургские журналисты Татьяна Куценина и Алексей Островский. Альбом о выпускниках Института корпуса инженеров путей сообщения и ряда других вузов выпущен петербургским издательством «РЖД – Партнёр». Посвящён 175-летию железных дорог России. В предисловии авторы пишут, что их труд об инженерах-путейцах прошлого, о том, что им удалось сделать по созданию рельсовых путей в стране. По местам их работы можно изучать географию старой России, а также историю железнодорожного транспорта. Судьбе было угодно собрать этих знаменитых, а порой и не очень известных людей под сенью деревьев некрополя петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Фамилии большинства остались лишь в архивных документах, старинных изданиях, семейных фамильных собраниях, мало доступных читателю.

Рассказывают авторы и о замысле этой оригинальной книги, выход которой невозможно было представить ещё три-четыре десятилетия назад, когда в силу советской традиции больше говорили о живых и очень мало – об ушедших. Замысел родился в 2008 году в газете «Октябрьская магистраль», накануне 200-летнего юбилея Института Корпуса инженеров путей сообщения, созданного императором Александром I в 1809 году. Газета инициировала поиск заброшенных могил путейцев. Нашлись энтузиасты. И сегодня документально подтверждён факт погребения в Новодевичьем монастыре более 200 работников транспортного ведомства.

Книга адресована нынешним поколениям инженеров-путейцев – как молодым, так и старшим, кто много лет связан с железной дорогой. Первым из них издание будет интересно в плане «делать жизнь с кого». Старшим поколениям альбом позволит ближе познакомиться с коллегами минувших веков. И старых, и молодых роднит с их предшественниками одно: все они как могли служили и служат на железнодорожном транспорте  Отечеству.

Альбом прекрасно иллюстрирован цветными фотографиями Новодевичьего монастыря, барельефом на постаменте памятника Николаю I, изображающим строительство Петербурго-Московской железной дороги, завершённое в 1851 году. Здесь же портреты инженеров-путейцев строителей монастыря, который можно назвать железнодорожным. Редкие фотоснимки строителей различных железных дорог.

У книги много достоинств. Как преподаватель истории железнодорожного транспорта могу сказать, что для меня и коллег это дорогой подарок. Впервые мы увидели многих инженеров, о которых рассказываем на лекциях, как правило, скромных тружеников. Но умом и руками этих «Василиев Тёркиных» путей сообщения построены многие железнодорожные линии. Их умом и талантом Россия превратилась в великую железнодорожную державу!

Авторы нашли хорошие слова, чтобы воздать должное альма-матер инженеров транспорта. А их в XIX – начале XX вв. насчитывается более пяти тысяч человек, что по тем временам немало. Специалисты, выходившие из Института путей сообщения, были самыми квалифицированными, образованными, востребованными на великих и малых стройках. Они являлись мастерами на все руки: сооружали рельсовые пути, строили общественные здания и жилые дома, возводили железнодорожные мосты, станционные постройки, вокзалы и депо.

Трудами выпускников вуза в 1880 году проложена Закаспийская магистраль, пересёкшая пустыню от Каспия через среднеазиатские сыпучие пески до Самарканда. А разве легче было строить Северную железную дорогу, участок от Вологды до Архангельска, где вечная мерзлота за ночь поглощала не только шпалы и рельсы, но и целые составы! А взять Великую Транссибирскую магистраль, соединившую в единое целое Евро-Азиатский континент! Все эти трудности преодолели выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения.

И всё-таки главная ценность книги не в рассказе об Институте, ставшем университетом в наши дни. А в тех биографических сведениях, что по ценности для нас, преподавателей, напоминают золотые самородки. Узнаём новое не только о таких знаменитостях, как Дельвиг, Белелюбский, Анненков, Щукин. Их имена и так на слуху. Главное – малоизвестные, а порой и безызвестные труженики отрасли. Среди них немало строителей железных дорог нашего региона. Ничего не знал я о таком строителе Московско-Ярославской железной дороги, как Харлампий Сергеевич Головин (1844-1904 гг.). Выпускник Константиновского инженерного училища и Николаевской инженерной академии. Опытный специалист, знаток своего дела, он был начальником дистанции на названной стройке. Занимался проектированием и расчётом подвижного состава Ярославско-Вологодской узкоколейки, законченной в 1872 году. Несколько лет являлся директором Технологического института, открытого в Петербурге в 1831 году. Был членом Инженерного совета МПС. Биографическая справка снабжена фотографией типичного русского интеллигента, с которой смотрит бородатый человек в очках с умным ясным взглядом. А рядом ещё одна справка: Голохвостов Пётр Владимирович (1803-1887 гг.), окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1823 году. После служил в Вышневолоцком округе ведомства, был директором Демидовского лицея (ныне Ярославский государственный университет имени П. Демидова), затем Николаевского сиротского института.

Каждая страница альбома открывает нам новые сведения о тех, кто работал в нашем крае. Один из них – Андрей Андреевич Дихт (1821-1867 гг.). Он окончил Институт инженеров путей сообщения в 1856 году. Служил в Ярославском и Сибирском округах. Похоронен рядом с женой. Могила не сохранилась.

Ещё персонаж – Николай Карпинский (1856-1915 гг.). Окончил альма-матер в 1881-м. Начинал помощником начальника дистанции Балтийской железной дороги. Был начальником участка пути Московско-Виндаво-Рыбинской колеи.

Интересна личность Василия Николаевича Коковцева (1848-1915 гг.). Окончил ИИПС в 1872 году. Трудился на строительстве Рыбинско-Бологовской железной дороги сначала начальником службы пути, а затем управляющим этой дорогой. Судьба инженера-путейца за 43 года службы забрасывала его в различные регионы округа. Он был управляющим Козлово-Воронежской магистрали, начальником Полесских и Риго-Орловской железных дорог. Председателем правления Московско-Киевско-Воронежской магистрали. Исполнял обязанности члена Инженерного совета путей сообщения.

Членом правления Московско-Виндаво-Рыбинской дороги являлся выпускник Петербургского университета Евгений Валентинович Корш (1852-1913 гг.). Он же автор интересных воспоминаний «Двадцать лет на железных дорогах». Похоронен рядом с отцом – известным журналистом, историком литературы.

Владимир Александрович Линк (1863-1911 гг.) – выпускник Технологического института. За свою короткую жизнь сделал немало. Работал в депо Екатерининской железной дороги. После окончания Петербургского института путей сообщения в 1893 году – помощник прораба на постройке железнодорожного моста через Обь в районе Новониколаевска (ныне Новосибирск). С 1895 года –начальник технического отделения службы при Санкт-Петербургской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. К сожалению, могила не сохранилась.

Александр Семёнович Мелентьев окончил ИИПС в 1884 году. Работал начальником участка на строительстве Пермь-Котласской колеи. А вскоре судьба забросила его на должности помощника начальника Забайкальской и Средне-Азиатской железных дорог, председателя Сибирского порайонного комитета.

Одна за другой мелькают фамилии инженеров, имевших отношение к нашему краю. Владимир Яковлевич Николаев (1811-1874 гг.), выпускник училища при Петербургском институте путей сообщения, являлся начальником искусственного отдела и членом присутствия Ярославского округа путей сообщения. Был начальником дистанции Петербурго-Варшавской железной дороги.

Имел отношение к Северным дорогам и Николай Степанович Островский (1849-1913 гг.). Выпускник института 1871 года несколько лет был председателем правления общества Мсковско-Виндаво-Рыбинской дороги, членом инженерного совета МПС. В управлении этой колеи состоял Евгений Леопольдович Ружицкий (1864-1922 гг.).

Петербургский институт инженеров путей сообщения являлся крупным научным и исследовательским центром. Издавал научные труды.Имел свой орган печати. С 1843 года редактором журнала путей сообщения, в котором публиковались исследовательские работы профессоров и доцентов вуза, был Владимир Петрович Соболевский (1809-1882 гг.). По его инициативе ИКИПС в 1863 году из военного преобразован в открытое учебное заведение.  Соболевский проработал в вузе полвека. За выдающийся вклад в науку ему присвоили звание Почётного члена института. Долгие годы он являлся одним из видных членов инженерного совета при МПС, к мнению которого прислушивался министр путей сообщения П. Мельников.

Крупным специалистом по паровозам был Василий Сергеевич Сумароков (1850-1896 гг.). По окончании ИИПС в 1872 году совершенствовался на паровозо-строительных заводах за границей. Работал в Обществе Московско-Ярославской железной дороги. С 1892 года – директор департамента железных дорог МПС. Член Инженерного совета министерства.

Илья Павлович Шипулинский (1843-1875 гг.) после окончания ИИПС в 1866 году работал в правлении Ярославского и Московского округов путей сообщения. С 1867 года заведовал дистанцией на Николаевской железной дороге. Успел поработать в инспекции Рижско-Вяземской магистрали. Похоронен рядом с отцом и матерью. Увы, семейная могила не сохранилась.

Читая альбом петербургских журналистов, вспоминаешь слова поэта о том, что умирают не люди, умирают миры. Хочется выразить глубокую благодарность создателям альбома.

Андрей Чукарев, д. и. н., профессор Ярославского филиала МИИТа
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31