29 ноября 2020 05:02

29 ноября 2020 05:02

фото: архив «СМ»

Нейросеть обезопасит манёвры

Испытания комплекса помощи машинисту вышли на финишную прямую.
На станции Лоста завершается цикл испытаний программно-аппаратного комплекса помощи машинисту локомотива (ПАК ПМЛ) в рамках пилотного проекта ОАО «РЖД» «Внедрение технологии технического зрения для управления и мониторинга подвижного состава».

Комплекс включает в себя видеокамеры, радары, устройство позиционирования и вычислительный блок. Решение о торможении принимается интеллектуальной системой в зависимости от скорости движения и расстояния до препятствия. Люди, светофоры, стрелки, подвижной состав распознаются нейросетью на основе данных, полученных во время предыдущих поездок. Искусственный интеллект самостоятельно обучается распознавать объекты в разных условиях, причём чем дольше используется оборудование, тем больше связей и поведенческих реакций возникает в нейросети.

В 2019 году ПАК ПМЛ был успешно протестирован на путях станции Лоста и на участке Буй – Казариново. По результатам испытаний были доработаны алгоритмы высокоточного позиционирования и распознавания объектов, усовершенствован пользовательский интерфейс, внесены изменения в работу видеокамер.

С июля нынешнего года проводятся итоговые испытания обновлённых опытных образцов ПАК ПМЛ, а 31 августа стартовал опытный пробег двух оснащённых ими маневровых тепловозов ЧМЭ3. Согласно требованию отраслевого стандарта локомотивы должны «набегать» по выделенному участку станции как минимум 300 часов. В ходе опытного пробега будут выявлены и в дальнейшем устранены возможные недостатки в работе системы, после чего пройдут приёмочные испытания, и в ОАО «РЖД» будет принято решение о серийном оснащении локомотивов.

Параллельно с испытаниями топографы АО «Когнитив», разработавшего систему, создают цифровую карту станции Лоста для исключения рисков некорректного распознавания объектов. Эта карта станет эталонной моделью станции, с ней комплекс будет дополнительно сверяться при идентификации светофоров, пикетных столбиков и других объектов инфраструктуры.

– Рабочая группа Северной дороги и разработчики близки к завершению реализации проекта, – отметил главный инженер СЖД Алексей Кошубаров. – Мы видим, что амбициозная цель – полное исключение случаев нарушения безопасности движения в маневровой работе – вполне под силу тестируемому комплексу. Успешное проведение опытного пробега позволит в дальнейшем подготовить промышленный образец ПАК ПМЛ и начать оснащать им локомотивы на всей сети.
Николай Порецкий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30