03 июля 2020 01:31

03 июля 2020 01:31

фото: Роман Зангиров

Паутина безопасности

К 2022 году все комплексы технических измерений параметров колёсных пар (КТИ), установленные на путях Северной железной дороги, предполагается оснастить инновационными постами акустического ультразвукового контроля экипажной части подвижного состава ПАУК-11к, что значительно увеличит уровень безопасности движения поездов.
В рамках среднесрочной инвестиционной программы в 2019 году на Северной железной дороге внедрено три поста акустического ультразвукового контроля технического состояния колёсных пар на перегонах Вологда-1 – Рыбкино, Ростов – Семибратово, Лименда – Сольвычегодск. Внедрение комплекса способно предотвратить внеплановые отцепки вагонов для срочного ремонта колёсных пар и существенно уменшить число происшествий, вызываемых дефектами поверхности катания колёс.

Как рассказал начальник технического отдела службы вагонного хозяйства Северной дирекции инфраструктуры Дмитрий Гуляев, основной функционал устройства – выявление браковочных дефектов поверхности катания колёсных пар (выщербин, ползунов, прокатов и наваров) и прогнозирование их возможного появления. Этот комплекс демонстрирует максимальный уровень эффективности (достоверность постановки диагноза – не менее 98%), обеспечивая устойчивое измерение и обработку уровня акустико-эмиссионных сигналов от диагностируемых колёсных пар и узлов в диапазоне скоростей от 30 до 250 км/ч. Но на этом его преимущества не исчерпываются.

ПАУК-11к полностью исключает «человеческий фактор» из процесса диагностики состояния поверхности катания колёсных пар и принятия окончательного диагностического решения (сейчас обнаружение таких дефектов производится при плановом техническом обслуживании на станции). Он полностью защищён от внешних помех, работает в едином информационном пространстве c существующими на российских железных дорогах информационными ресурсами, создаёт возможность для формирования и сохранения базы данных на основе результатов диагностики колёсных пар. Несанкционированное изменение программного обеспечения полностью исключено, а блочно-модульное исполнение позволяет при необходимости оперативно монтировать и демонтировать комплекс.

ПАУК-11к устанавливается на путях перед сортировочными станциями, датчики прикрепляются к рельсам магнитами, и с помощью отражённых ультразвуковых импульсов (по принципу аппарата УЗИ) комплекс получает данные о дефектах колёсных пар непосредственно во время прохождения вагонов над датчиками. Комплекс оснащён видеокамерами, которые снимают вагон в момент обнаружения дефекта. ПАУК-11к также способен заранее прогнозировать появление дефектов – в среднем за 300 км пробега до момента их возникновения. Результаты измерений, проводимых комплексом, а также фотографии вагонов с дефектами передаются оператору парка прибытия, который устанавливает контроль за «тревожным» вагоном в программе АСУ ПТО и бракует его после выгрузки.

ПАУК-11к работает на российском программном обеспечении и может передавать данные измерений по любой доступной линии связи – проводной и беспроводной, что весьма важно на участках дороги, не оборудованных беспроводной связью. Комплекс без преувеличения уникален, не имеет аналогов с имеющимися средствами диагностики подвижного состава.

Его установка планируется на всей сети до 2022 года, что позволит значительно снизить расходы на ремонт подвижного состава, существенно увеличит общую скорость движения поездов.

В перспективе предусмотрена возможность передачи данных компаниям – операторам подвижного состава для организации планирования обеспечения колёсными парами участков технического обслуживания и ремонта, а также регулирования подвижного состава после выгрузки для организации ремонта.
Владимир Николаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29