16 ноября 2019 01:54
16 ноября 2019 01:54
фото: Архив А. Разумова

Строительство Дуссе-Алиньского тоннеля

Александр Разумов, электромонтёр контактной сети станции Ярославль-Главный, считает себя причастным к истории страны, которая строила уникальную железную дорогу. Там он узнал цену дружбе, научился преодолевать трудности и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Весной 1981 года меня призвали в армию. К тому времени окончил железнодорожное училище и работал на энергоучастке Ярославской дистанции СЖД. Попал в состав железнодорожных войск на восточный участок Байкало-Амурской магистрали.

Девятичасовой перелёт до Хабаровска, а дальше поездом – до Ургала. Нашу группу новобранцев из Ярославля направили в воинскую часть на разъезде Дуссе-Алинь на строительство тоннеля. Точнее, тоннель был построен в 1947–1950 гг. силами заключённых. Проходка велась с двух сторон – навстречу друг другу. В мае 1953 года строительство восточного участка дороги было прекращено, а затем законсервировано.

Из-за высокой обводнённости породы тоннель постепенно заполнился льдом. С возобновлением строительства Байкало-Амурской магистрали в октябре 1975 – феврале 1976 гг. силами железнодорожных войск тоннель был «разморожен».

Перед нашим взводом была поставлена задача подготовить тоннель, чтобы в нём могли работать гражданские железнодорожники, и завершить его оборудование. Работы было много. Наш взвод устанавливал кронштейны под кабели под сводом тоннеля, долбили ниши под освещение и вентиляторы, заливали фундамент под оборудование и устройства. Вентиляция была необходима для удаления дыма от тепловозов и поддержания нужной температуры в тоннеле.

Не обошлось и без происшествий. Работы велись на высоте, и при очистке вентиляционного ствола леса обрушились, трое солдат упали, один из них получил серьёзную травму спины.

Условия работы были тяжёлыми.

Во-первых, в тоннеле темно. На всех шахтёрских фонарей не хватало. Приходилось делать горелки из ветоши и дизельного топлива. Они сильно чадили, поэтому мы всегда были чёрными.

Во-вторых, там было холодно и зимой, и летом. Конечно, имелось тёплое обмундирование – ватные штаны и куртка, но работать в такой форме было неудобно. Однако нашему взводу повезло всё-таки больше, чем остальным. Третий взвод, к примеру, был задействован на отводе воды из дренажной штольни, и им круглогодично приходилось работать в резиновых сапогах, из-за чего возникали проблемы со здоровьем. Не представляю, что пришлось пережить заключённым, прокладывавшим этот тоннель.

Вода – главный бич Дуссе-Алиньского тоннеля. Из-за высокой обводнённости пород здесь всегда сыро. Чтобы удалить воду, по обе стороны путей проложили дренажные штольни. Дополнительно посередине путей вырыли небольшие колодцы, в которых установили  нагревательные элементы, они не давали воде замёрзнуть. Насколько знаю, эта система с некоторыми доработками функционирует до сих пор.

Строили не только тоннель. Возвели варочный цех для кухни, так как старый пришёл в негодность.

Тяжело было всем, но самая тяжёлая служба была у новобранцев-узбеков. Им поручили ставить опоры контактной сети, а из инструментов только зубило, молоток и кувалда. Но они справились! Кстати, состав у нас был многонациональный, все старались друг другу помогать, а потому быстро сдружились. Например, моими лучшими друзьями в армии были курд, башкир и хант.

Условия жизни были спартанскими. Деревянные бараки-казармы отапливались самодельными печками, собранными из кирпичей. На лето печи разбирали, в холодное время собирали заново. Нормальную температуру в казарме было поддерживать сложно: натопишь – жарко, дрова прогорят – холодно. Поэтому спавшие на верхних рядах то раздевались, то боролись за лишнее одеяло. Водопровода не было. Дежурные носили воду и наполняли баки, из которых она поступала в умывальники. Питание  было самым простым, без изысков: суп, каша, макароны. Всегда хотелось есть. Иногда приходили посылки из дома, и это был праздник. Не будем забывать, что 1981–1983 годы – не самое лучшее время для Вооружённых Сил СССР.

О климате можно рассказывать долго. Бывало ветрено и очень холодно. Зимой мороз доходил до –40 градусов, летом температура не поднималась выше +25. Несколько раз был такой ураган, что не могли выйти из казарм – срывало шифер с крыши, выбивало окна. Из Монголии  Китая приходили песчаные бури.

Несмотря на все тяготы жизни, воспоминания о Байкало-Амурской магистрали остались только самые лучшие. Работы было много, но я встретил хороших друзей, побывал там, куда сам вряд ли доехал бы. Приятно сознавать, что являешься частью истории страны.
Подготовил Андрей Тихонов

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30