16 сентября 2019 19:13
фото: Архив А. Разумова

Строительство Дуссе-Алиньского тоннеля

Александр Разумов, электромонтёр контактной сети станции Ярославль-Главный, считает себя причастным к истории страны, которая строила уникальную железную дорогу. Там он узнал цену дружбе, научился преодолевать трудности и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Весной 1981 года меня призвали в армию. К тому времени окончил железнодорожное училище и работал на энергоучастке Ярославской дистанции СЖД. Попал в состав железнодорожных войск на восточный участок Байкало-Амурской магистрали.

Девятичасовой перелёт до Хабаровска, а дальше поездом – до Ургала. Нашу группу новобранцев из Ярославля направили в воинскую часть на разъезде Дуссе-Алинь на строительство тоннеля. Точнее, тоннель был построен в 1947–1950 гг. силами заключённых. Проходка велась с двух сторон – навстречу друг другу. В мае 1953 года строительство восточного участка дороги было прекращено, а затем законсервировано.

Из-за высокой обводнённости породы тоннель постепенно заполнился льдом. С возобновлением строительства Байкало-Амурской магистрали в октябре 1975 – феврале 1976 гг. силами железнодорожных войск тоннель был «разморожен».

Перед нашим взводом была поставлена задача подготовить тоннель, чтобы в нём могли работать гражданские железнодорожники, и завершить его оборудование. Работы было много. Наш взвод устанавливал кронштейны под кабели под сводом тоннеля, долбили ниши под освещение и вентиляторы, заливали фундамент под оборудование и устройства. Вентиляция была необходима для удаления дыма от тепловозов и поддержания нужной температуры в тоннеле.

Не обошлось и без происшествий. Работы велись на высоте, и при очистке вентиляционного ствола леса обрушились, трое солдат упали, один из них получил серьёзную травму спины.

Условия работы были тяжёлыми.

Во-первых, в тоннеле темно. На всех шахтёрских фонарей не хватало. Приходилось делать горелки из ветоши и дизельного топлива. Они сильно чадили, поэтому мы всегда были чёрными.

Во-вторых, там было холодно и зимой, и летом. Конечно, имелось тёплое обмундирование – ватные штаны и куртка, но работать в такой форме было неудобно. Однако нашему взводу повезло всё-таки больше, чем остальным. Третий взвод, к примеру, был задействован на отводе воды из дренажной штольни, и им круглогодично приходилось работать в резиновых сапогах, из-за чего возникали проблемы со здоровьем. Не представляю, что пришлось пережить заключённым, прокладывавшим этот тоннель.

Вода – главный бич Дуссе-Алиньского тоннеля. Из-за высокой обводнённости пород здесь всегда сыро. Чтобы удалить воду, по обе стороны путей проложили дренажные штольни. Дополнительно посередине путей вырыли небольшие колодцы, в которых установили  нагревательные элементы, они не давали воде замёрзнуть. Насколько знаю, эта система с некоторыми доработками функционирует до сих пор.

Строили не только тоннель. Возвели варочный цех для кухни, так как старый пришёл в негодность.

Тяжело было всем, но самая тяжёлая служба была у новобранцев-узбеков. Им поручили ставить опоры контактной сети, а из инструментов только зубило, молоток и кувалда. Но они справились! Кстати, состав у нас был многонациональный, все старались друг другу помогать, а потому быстро сдружились. Например, моими лучшими друзьями в армии были курд, башкир и хант.

Условия жизни были спартанскими. Деревянные бараки-казармы отапливались самодельными печками, собранными из кирпичей. На лето печи разбирали, в холодное время собирали заново. Нормальную температуру в казарме было поддерживать сложно: натопишь – жарко, дрова прогорят – холодно. Поэтому спавшие на верхних рядах то раздевались, то боролись за лишнее одеяло. Водопровода не было. Дежурные носили воду и наполняли баки, из которых она поступала в умывальники. Питание  было самым простым, без изысков: суп, каша, макароны. Всегда хотелось есть. Иногда приходили посылки из дома, и это был праздник. Не будем забывать, что 1981–1983 годы – не самое лучшее время для Вооружённых Сил СССР.

О климате можно рассказывать долго. Бывало ветрено и очень холодно. Зимой мороз доходил до –40 градусов, летом температура не поднималась выше +25. Несколько раз был такой ураган, что не могли выйти из казарм – срывало шифер с крыши, выбивало окна. Из Монголии  Китая приходили песчаные бури.

Несмотря на все тяготы жизни, воспоминания о Байкало-Амурской магистрали остались только самые лучшие. Работы было много, но я встретил хороших друзей, побывал там, куда сам вряд ли доехал бы. Приятно сознавать, что являешься частью истории страны.
Подготовил Андрей Тихонов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30