25 августа 2019 09:34
фото: Роман Зангиров

Негромкие победы

Без малого сорок лет отработал Виктор Пугачёв в тягово-энергетической лаборатории Северной дирекции тяги. И труд оценён по достоинству – в канун профессионального праздника ему присвоено звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».
Виктор – продолжатель династии, представители которой неразрывно связаны со стальными магистралями. Отец работал осмотрщиком-ремонтником вагонов, мать – начальником небольшой станции в Брянской области, дед – путейцем. Так что, когда парень окончил школу, семейный совет единодушно одобрил его выбор стать железнодорожником. И место учёбы тоже не вызывало сомнений – Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, где уже получал профессиональные знания старший брат. Учиться было хоть и трудно, но очень интересно, при этом успевал и с друзьями веселиться, и впитывать культуру великого города. Его атмосфера наложила отпечаток на характер: сдержанный, негромкий, деликатный.

Знания на электромеханическом факультете получил основательные. Они очень пригодились, когда с молодой женой, тоже выпускницей ЛИИЖТа, получили распределение на Северную железную дорогу, в тягово-энергетическую лабораторию. Начинал инженером-технологом. На посту руководителя – уже 20 лет.

С большой благодарностью вспоминает Виктор Пугачёв своего первого наставника – начальника службы локомотивного хозяйства дороги Виктора Голикова. Он не только помог теоретическую подготовку обогатить практикой, но и вложил в молодого специалиста этические принципы настоящего железнодорожника: брать на себя ответственность, принимать взвешенные решения, а если принял, то отстаивать позицию, не робея перед руководством, а главное – быть честным перед собой и людьми. Этим правилам Виктор Пугачёв следует неизменно.

Работа лаборатории не рассчитана на внешний эффект, она кропотливая и неброская. Можно сравнить её с армейской штабной, только с уточнением – с работой оперативного отдела.

Особенно становится очевидна её важность, когда приходят локомотивы новых серий. Для их полноценной работы необходимо самым скрупулёзным образом рассчитать нормы вождения поездов на конкретном участке, определить время хода состава для графикового движения, установить нормы расхода топлива или электроэнергии, уточнить ещё много других параметров.

А потом на основании тщательного анализа сделать выводы, которые лягут в основу нормативных документов, регламентирующих перевозочный процесс.

Работа эта ведётся преимущественно не в кабинетной тиши. Вагон-лаборатория – основной инструмент полевых испытаний – постоянно на линии. И далеко не только на полигоне Северной  железной дороги. Где только ни побывал этот  вагон: на Московской, Горьковской и Октябрьской железных дорогах, в дальних командировках – на Куйбышевской, Северо-Кавказской и других магистралях. В далёком 1985 году даже довелось работать в Монголии, куда пришли новые советские тепловозы, и нужно было их испытывать в реальных условиях. Пугачёву эта командировка запомнилась не только тем, что рельеф местности оказался очень непростым, с крутыми уклонами и подъёмами, но и суровым климатом, даже по сравнению с Русским Севером: резкие перепады атмосферного давления, степной ветер, пронизывающий до самого нутра, и лютый холод.

По нормативам вагон-лаборатория должен выходить на линию минимум раз в месяц, но в этом году он уже выполнил норму, причём более половины поездок пришлось на полигон Горьковской дороги. У соседей нет такого инструмента, а приходят локомотивы современных серий –электровозы «Ермак» и тепловозы 2ТЭ25КМ, и необходимо для их эксплуатации рассчитать нормативы.

Вагон-лаборатория, без преувеличения, – детище Виктора Пугачёва. В те годы, когда выпускник института пришёл на дорогу, вагон был оборудован лишь механическими средствами измерения да визуальными приборами, а данные на бумажной ленте выводил чернилами громоздкий самописец. И когда поступил новый, современной лабораторией он стал благодаря оснащению, выполненному по детальным расчётам Пугачёва. Последующие модернизации проходили по инициативе и под контролем бессменного начальника лаборатории.

Сегодня измерительная аппаратура вагона полностью автоматизирована и компьютеризирована, работает с высочайшей точностью. Но и тогда, и сейчас каждое завершённое испытание – это результат высокопрофессиональной работы коллектива лаборатории, негромкая, но победа

– Наша работа очень далека от рутинной, – говорит Почётный железнодорожник, – коллегам и мне каждый день интересен. Высокая награда за труд, конечно, приятна, однако главное – работа, хоть и непростая, но любимая.
Владимир Савичев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31