12 декабря 2019 06:53

12 декабря 2019 06:53

фото: Роман Зангиров

В помощь машинисту

В Лосте завершилось тестирование программно-аппаратного комплекса для автоматизации управления локомотивом

В эксплуатационном локомотивном депо Лоста завершён первый этап реализации пилотного проекта ОАО «РЖД» «Внедрение технологии технического зрения для управления и мониторинга подвижного состава».
Важность внедрения этой инновационной технологии в рамках глобальной программы «Цифровая железная дорога» велика. По сути проект является промежуточным звеном между традиционным управлением тяговым подвижным составом, которое осуществляет машинист, и полной автоматизацией процесса, когда управление локомотивом может производиться дистанционно.

Как рассказал начальник технического отдела Северной дирекции тяги Андрей Орёл, программно-аппаратный комплекс помощи машинисту локомотива (ПАК ПМЛ) создан в АО «Когнитив», специализирующемся на разработке IT–технологий в области транспорта. Инновация была предложена для внедрения на железных дорогах России. В ОАО «РЖД» её признали перспективной.

По мнению разработчиков, потенциал искусственного интеллекта значителен. Это распознавание стрелок и элементов верхнего строения пути, светофоров и других объектов инфраструктуры, людей, вагонов и иных препятствий на путях, движущихся объектов на опасных участках; реализация функций автоведения локомотива; оперативная диагностика верхнего строения пути; детектирование подвижного состава при выполнении работ по его сортировке, возможность его учёта и контроля за ним; картирование объектов инфраструктуры.

Непосредственно ПАК ПМЛ должен информировать о неправильном положении стрелочного перевода, движении на запрещающий сигнал железнодорожного светофора, наличии людей и препятствий (тупиковой призмы и объектов подвижного состава) на пути следования локомотива. Комплекс должен оказывать помощь машинисту при подъезде и прицепке к составу. Подсистема, следящая за проездом контрольных точек, таких как железнодорожный светофор, знак номера стрелки, километровый столб и специальная метка, должна обеспечивать их обнаружение и передачу об их проезде в ЦСОД.

Договор о сотрудничестве с компанией «Когнитив» заключён, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер холдинга Сергей Кобзев подписал распоряжение о реализации пилотного проекта.

На его основе разработана детальная дорожная карта, для осуществления первого этапа выбран полигон Северной железной дороги, эксплуатационное локомотивное депо Лоста, а объектом испытания – маневровый тепловоз серии ЧМЭ3.

В течение нескольких месяцев представители компании-разработчика совместно со специалистами Северной дирекции тяги и депо занимались сборкой и установкой тестовых комплектов и программного обеспечения на локомотив, тестировали базовые алгоритмы, адаптировали и настраивали программный компонент, уточняли состав и характеристики оборудования.

К примеру, в ходе одного из испытаний было подключено автостопное оборудование торможения локомотива к оборудованию разработчиков для управления им через программный интерфейс.

На тепловоз установили два кожуха с кронштейнами, в каждом из которых смонтировали по три видеокамеры, настроенные на фиксацию объектов разной удалённости, изображение подавалось на установленный в кабине монитор. Торможение локомотива с помощью программного интерфейса прошло успешно, а проведённые записи будут использованы для последующей оцифровки станции Лоста и обучения нейросети.

Это и другие испытания вскрыли недоработки и помогли устранить их, отладить систему. Первый этап завершён успешно.

Подготовленный ко второму этапу, свежеокрашенный, с заменёнными устройствами безопасности вологодский тепловоз в конце июня отправился в эксплуатационное депо Новомосковск Московской железной дороги, где на него установят оборудование комплекса.

Новые возможности локомотив продемонстрирует на подмосковной станции Щёкино в ходе работы XV Ассамблеи начальников железных дорог, которая пройдёт на следующей неделе.
Завершение пилотного проекта намечено на декабрь 2019 года.
Владимир Савичев

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31