22 января 2020 23:18

22 января 2020 23:18

фото: Павел Воронин

Безопасность не в механизмах, а умах

Обучающий семинар по безопасности производственных процессов и охране труда, в котором 13 июня приняли участие главные инженеры ПМС и специалисты по охране труда Северной дирекции по ремонту пути, не был формально-плановым – скорее, экстренным.
Причиной тому – сложившаяся в дирекции близкая к критической ситуация с обеспечением охраны труда и производственных процессов. Она выявилась ещё при осеннем комиссионном осмотре прошлого года, а весенний осмотр года нынешнего показал, что для её исправления практически не принято сколь-нибудь значимых мер. Главный инженер СЖД Алексей Кошубаров дал указание в кратчайшие сроки выправить положение.

Открыл семинар его модератор Михаил Зимин:
– При выполнении задач, что мы полагаем для себя главными (работа в окнах, технологии, плановые задания), охрана труда и обеспечение безопасности производственных процессов часто не просто отступают на второй план, но и вообще уходят из зоны внимания. И прошедший весенний комиссионный осмотр наглядно это показал. Поэтому задачи семинара – не только восстановить в памяти знания по этим вопросам, узнать новое, но и максимально воспользоваться этими навыками, выработать комплекс мероприятий. Поскольку на местах проблемы видятся чётче, в работе семинара необходима активная обратная связь.

Присутствующие не обманули этих ожиданий – в зале постоянно звучали вопросы к выступающим, то и дело возникали оживлённые дискуссии.

Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности СЖД Андрей Григорьев, напомнил, что в прошлом году холдинг «РЖД» присоединился к кампании VisionZero («Нулевой травматизм»). Он обрисовал ситуацию в целом на дороге, подробно остановившись на проблемах Северной дирекции по ремонту пути. Говоря о состоянии дел в путевых машинных станциях, работающих в составе дирекции, руководитель НБТ отметил, что случаев производственного травматизма не было, однако в этом году приходилось дважды применять экстренное торможение, дабы предотвратить наезд на работников железной дороги. Вопиющий факт – когда 1 апреля на перегоне Шожма – Шестиозерский только благодаря реакции машиниста локомотива не был травмирован работник ПМС-65.

– Я бы назвал этот случай последним звонком, после которого принимать самые жёсткие меры и к работникам, и к их руководителям необходимо срочно, – сказал Андрей Григорьев.

Руководитель НБТ доложил, что службой составлен дорожный рейтинг предприятий по уровню обеспечения безопасных условий труда за 2018 год. Он сформирован на основе показателей работы по вопросам охраны труда, промышленной, пожарной безопасности. У многих путевых машинных станций они, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Неплохие результаты показала лишь ПМС-114.

Андрей Григорьев резюмировал, что, несмотря на всё же наметившуюся  положительную динамику, в целом по полигону дороги в ходе весеннего комиссионного осмотра выявлены замечания, создающие реальную угрозу травмирования работников. И привёл не один пример, когда в ходе осмотра были зафиксированы грубейшие нарушения правил техники безопасности конкретно работниками ПМС. Он предложил собравшимся принять ряд мер для исправления ситуации. В частности, в ближайшие дни создать собственную аттестационную комиссию дирекции по промышленной безопасности и со всех ПМС до 10 июля направить на аттестацию этой комиссией тех работников, что призваны отвечать за безопасность производственных процессов, членов комиссий структурных подразделений. Также решено во всех ПМС до 1 августа провести ревизию съёмных грузозахватных приспособлений и изъять из эксплуатации не соответствующие нормам промышленной безопасности; на уровне дирекции установить контроль за безусловным устранением всех нарушений, выявленных в ходе обследований специализированными организациями подъёмных сооружений и рельсовых путей, ежеквартально рассматривать результаты устранения этих несоответствий.

Бурную дискуссию вызвали вопросы, связанные с эксплуатацией служебно-технических вагонов. Многие недоработки вскрылись постфактум, после серьёзных событий – пожаров на подвижном составе. Начиная с 2014-го возгорания происходят каждый год, и своими силами с огнём, как правило, справиться не удаётся – приходится отцеплять вагон и вызывать пожарный поезд. Причины пожаров разные, но все связаны с грубейшими нарушениями правил пожарной безопасности: то подтекающий баллон с пропан-бутановой смесью оказался рядом с топящейся печкой, то в вагоне против всех инструкций установили «буржуйку», то в кучу хлама, сваленного в сушилке, бросили непотушенный окурок.

Но были и другие вопросы. Так, пожарными инспекторами не допущено к эксплуатации около трети служебно-технических вагонов.  Присутствующие на семинаре настаивали на принятии решений по «узакониванию» имеющихся перепланировок вагонов и наличия дополнительной электропроводки для питания холодильников, микроволновок, электрочайников, телевизоров и электроплиток для приготовления пищи. Эти и другие вопросы было решено вынести на совещание под председательством главного инженера дороги.

Немало было уделено времени и анализу работы путевых машинных станций в системе «Человек на пути», проверкам по системе КСОТ-П и многому другому. Для всех собравшихся оказался очень интересен опыт работы по обеспечению охраны труда в ПМС-113.

– Основы безопасности – это во вторую и третью очередь состояние машин и оборудования, прежде всего, её принципы должны быть в умах людей, – подытожил Михаил Зимин. – И наша задача в том, чтобы эти принципы стали неотъемлемой частью жизни работников Северной железной дороги.
Владимир Савичев

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30