23 октября 2019 00:26
23 октября 2019 00:26
Специальный проект 'Под знаком качества'

Оценка должна быть комплексной

На Северной железной дороге принята в опытную эксплуатацию новая автоматизированная система

Единая корпоративная платформа управления ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла на железнодорожном транспорте стала следующим этапом развития методологии УРРАН.
Северная магистраль традиционно служит полигоном для экспериментальной эксплуатации железнодорожных автоматизированных систем. Уже прошли апробацию и внедрены системы УРРАН ЕК АСУИ СОПС; АС УРРАН; ПГРК УРРАН. Непрерывно проходят доработку действующие IT-ресурсы управления рисками. Процессом руководит рабочая группа под председательством главного инженера железной дороги Алексея Кошубарова.

Все действующие системы служат для практической реализации методологии УРРАН, однако имеют ряд ограничений, которые не позволяют получить полную комплексную оценку состояния того или иного участка железной дороги. В новом программном продукте ЕКП УРРАН-П разработчики объединили и усовершенствовали все вышеперечисленные АСУ. Новая методология нашла активное применение в хозяйствах пути, СЦБ и в Северной дирекции по энергообеспечению.

Расчёты, сделанные на основе системы, позволяют более рационально планировать работы, прежде всего капитального характера.

Первой автоматизированной системой, получившей «прописку» на СЖД ещё в 2011 году, стала ПГРК УРРАН. Система ежемесячно обрабатывает данные по параметрам геометрии рельсовой колеи на основании информации, получаемой от проходов компьютеризированных путеизмерительных вагонов-лабораторий. Она формирует прогнозное состояние инфраструктуры на глубину до 12 месяцев.

Эффективность работы системы доказана временем. Сводные ведомости по частично работоспособному состоянию пути, геометрии рельсовой колеи и состоянию скреплений, формируемые в ПГРК УРРАН, позволяют объективно оценить темпы деградации или улучшения состояния пути. Годовые показатели количества километров с предотказным состоянием последних лет демонстрируют устойчивое снижение: если в 2014 году таких километров было 165, то в 2018 их насчитывалось всего 41 – показатель улучшен на 75%.

Единая корпоративная платформа стала следующим этапом развития методологии УРРАН в путевом комплексе.

– Данная платформа в части оцениваемых параметров более универсальна, – рассказал начальник Северной дирекции инфраструктуры Геннадий Дронов. – Она способна формировать ключевые показатели надёжности и безопасности в хозяйстве пути и сооружений, оценивать остаточный ресурс объектов верхнего строения пути и риски, связанные с надёжностью и функциональной безопасностью, учитывает показатели для оценки стоимости жизненного цикла.
ЕКП УРРАН П объединяет возможности ранее используемых автоматизированных систем и метод остаточного ресурса, по которому ранее расчёты проводились вручную.

Система в автоматическом режиме использует базы данных ЕК АСУИ, КАСАТ, КАСАНТ, АС РБ, ЦНСИ.

Несмотря на то, что из критериев назначения ремонтов, указанных в приказе Министерства транспорта РФ от 9 февраля 2018 года № 54, исключены параметры УРРАН, в целях принятия оптимальных решений на Северной железной дороге данная методология активно применяется как дополнительный инструмент.

По словам Геннадия Дронова, на дороге более 1 500 км пути с просроченным тоннажем или сроком службы. На просроченных участках, кроме таких критериев, как одиночный выход рельсов, негодность шпал, загрязнённость балласта, учитываются интенсивность отказов, затраты на текущее содержание пути, включая работу комплексов и одиночных машин. Это позволяет оптимизировать титульные участки ремонта не только по состоянию пути, но и по влиянию на эксплуатационную работу дороги, финансовые затраты на содержание инфраструктуры.

Участки, не вошедшие в объёмы капитальных работ, также не остаются без внимания. Прогнозируя развитие ситуации с помощью построения матриц риска, специалисты Северной дирекции инфраструктуры видят, куда и какие ресурсы направить для поддержания технического состояния пути и обеспечения безопасности движения поездов силами текущего содержания, стабильной эксплуатационной работы дороги.

В то же время в хозяйстве автоматики и телемеханики расчёт показателей УРРАН, характеризующих состояние устройств СЦБ и формирование матриц рисков, происходит в системе АС АНШ на основании данных только об отказах технических средств. При этом не учитывается характер отказа, влияние человеческого фактора, выявленные и своевременно устранённые предотказные состояния.

В связи с этим развитию системы УРРАН уделяется пристальное внимание.

В настоящее время на Северной железной дороге разрабатываются предложения по формированию технического задания дальнейшего развития методологии в рамках единой корпоративной платформы ЕКП УРРАН.

Ещё одним хозяйством, где методология УРРАН используется в каждодневной практике, является Северная дирекция по энергообеспечению. Здесь работает система ЕКП УРРАН Э, основная цель которой – подтверждение необходимости проведения капитального ремонта или обновления объектов электроснабжения. Решение этой задачи происходит на основании 26 контрольно-оценочных карт наиболее значимых элементов, с помощью которых проводится объективная оценка фактического технического состояния, определение остаточного ресурса.

Ремонтная программа хозяйства базируется на Методике расчёта формирования планов работ по реконструкции основных средств для реализации инвестиционных программ с использованием методики УРРАН. Она позволяет адресно спланировать ремонты, вплоть до номеров анкерных участков и конкретных опор, что повышает эффективность расходования средств.

– Считаю, что комплексный подход, тесное сотрудничество всех вертикалей с научно-исследовательским сообществом позволит в уже обозримом будущем на основании риск-ориентированной методологии обеспечить оптимальный баланс между распределением ресурсов и поддержанием необходимого уровня безопасности движения поездов, – заключил главный инженер СЖД Алексей Кошубаров.
Екатерина Ивушкина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31