20 июля 2019 06:24
фото: архив «СМ»

Снижая энергоёмкость

Экономить ТЭР поможет эффективная организация перевозочного процесса

В ходе технико-технологического совета, который состоялся в Ярославле 18 сентября, руководители структурных подразделений СЖД обсудили пути уменьшения затрат на электроэнергию и дизельное топливо на тягу поездов.
Совещание открыл начальник СЖД Валерий Танаев. Он подчеркнул, что повышение энергоэффективности – одна из приоритетных задач холдинга.

– За 8 месяцев затраты на электроэнергию и дизельное топливо на СЖД превысили 9,5 млрд руб., что составило 16,5% от всех расходов на дороге. Такая же цифра и по сети в целом, – сказал Валерий Танаев. – С ростом тарифов на энергоносители растёт и конкуренция между транспортными компаниями. Нам необходимо решить задачу по снижению энергопотребления с наименьшими затратами. Сделать это необходимо за счёт устранения барьерных мест, повышения участковой и маршрутной скорости, совершенствования технологий работы в условиях растущего вагонопотока.

Начальник топливно-энергетического центра Роман Акулов подчеркнул, что в текущем году рост цен уже опередил и практически свёл на нет достигнутую экономию ТЭР.

– Но работа не стоит на месте, – отметил он. – В 2018 году мы достигли сокращения непроизводительных расходов на тягу поездов за счёт снижения времени нагона опаздывающих пассажирских поездов в обоих видах тяги, расхода дизельного топлива при «горячем» простое, затрат на остановки для посадки и высадки работников.

Заметно снизить энергопотребление позволило расширение полигона работы тепловозов серии ТЭП70 с пассажирскими поездами дальнего следования от Воркуты до Архангельска. Только за истекший период экономический эффект от внедрения новой технологии составил более 51 млн руб. Это произошло за счёт сокращения расхода дизельного топлива и электроэнергии на 1 192 т и 1,5 млн квт.ч, соответственно.

Но есть и проблемы. По словам Романа Акулова, общие удельные расходы превышены к уровню 2017 года в обоих видах тяги (в дизельной – на 1,1%, в электрической – на 1,7%) в основном из-за недостаточно эффективной организации движения поездов. Увеличено количество случаев эксплуатации ЭПС с неисправными приборами учёта электроэнергии.

Отдельного рассмотрения требует качество использования локомотивной  дизельной тяги. Так, за 8 месяцев текущего года доля работы наименее энергозатратных тепловозов с дизелями Д49 снижена на 3%, при этом доля работы тепловозов с морально и технически устаревшими дизелями выросла, что привело к дополнительным расходам почти 1 000 т топлива. Компенсировать возникшие по этой причине потери начальник ТЭЦ предложил за счёт имеющегося на дороге парка.

– Необходимо в кратчайшие сроки ввести в эксплуатацию 10 тепловозов серии 2ТЭ116, поступивших в эксплуатационное депо Котлас, а также тепловозы серии 2ТЭ70, пропустив их через крупные виды ремонта, – сказал Роман Акулов. – В результате потери ТЭР будут снижены от применения режима двойной тяги на участке Сольвычегодск – Коноша. Экономия от применения режима «холостого хода» на одной из секций магистральных тепловозов серии 2ТЭ116в/и при следовании с легковесными поездами (когда одна из секций тепловоза не принимает участия в тяге поездов) может составить от 70 до 160 кг дизельного топлива только за одну поездку. Годовой эффект может достигнуть 230 т дизельного топлива.

О работе, выполняемой в целях снижения расхода ТЭР, рассказали и руководители других структурных подразделений дороги. Начальник центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СЖД Роман Костенко проинформировал об итогах работы центра по оптимизации выдачи локомотивов под передвижные средства измерения и планах на второе полугодие 2018 года.

Начальник Северной дирекции по энергообеспечению Сергей Москвин озвучил мероприятия по снятию инфраструктурных ограничений по условиям тягового электроснабжения на участках переменного тока.
О работе по снижению количества мест ограничения скорости на энергозатратных участках доложил начальник службы пути Сергей Хромцов.

О том, что делается для снижения непроизводительных потерь ТЭР в перевозочном процессе в Северной дирекции тяги проинформировал её начальник Владимир Проскурдин.

Валерий Танаев дал поручение участникам совещания в установленные сроки подготовить дополнительные предложения по повышению энергоэффективности.
Ирина Лебедева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30