20 сентября 2019 00:55
фото: архив «СМ»

Один за двоих

В эксплуатационном локомотивном оборотном депо Шарья 31 машинист работает в одно лицо, из них 26 – в маневровом движении, пятеро – в пассажирском

В таком режиме в пассажирском движении начали ездить три года назад. Сначала водили поезда на участке Шарья – Вологда (около 400 км), а нынешним летом освоили ещё одну нитку – Шарья – Киров.
– Планировали ездить по этому маршруту в одно лицо уже давно, как это делали машинисты Октябрьской дороги, но много времени потребовалось на согласования, – поясняет начальник оборотного эксплуатационного локомотивного депо Шарья Александр Шутилов. – Сначала ездили на электровозе марки ЧС4Т, сейчас приобрели навыки управления новым типом локомотива – ЭП1М. Оба оборудованы всем необходимым для такой работы, в том числе и приборами безопасности. Такая практика вождения поездов оправдала себя на 100% – это и рациональное использование локомотивных бригад, и повышение производительности труда.  

За машинистами, которые водят пассажирские поезда, прочно закрепилось уважительное звание «белая кость», а тех, кто работает без помощника, называют «однолицыми». К ним особенное внимание со стороны медицинского персонала и машинистов-инструкторов. Им нужно быть не только технически грамотными специалистами, но и обладать отменным здоровьем и запасом жизненных сил. Требуется заключение психолога о наличии у машиниста первой группы профессиональной пригодности. А уж медкомиссию претенденты проходят по всей строгости – как в космонавты готовят, шутят машинисты.

Александр Бессонов пришёл в депо в 2006-м, всего за несколько лет стал машинистом второго класса. В одно лицо работает с января текущего года, первую поездку помнит во всех деталях.

– Я вёл пассажирский поезд на Вологду, – поясняет он, – и часть пути, около 100 км, со мной ехал машинист-инструктор, который проводил проверку других бригад. Когда он вышел, было уже темно, шёл снег и ледяной дождь, и меня вдруг пронзило чувство одиночества, хотя в остальном всё прошло гладко. Со временем привык работать один, без помощника, теперь мне даже нравится ездить в таком режиме.

По нормативным документам рабочее время «однолицего» машиниста – не более семи часов, увеличен период отдыха между поездками и выходные дни обязательно по графику. Такая работа требует 100%-ной концентрации внимания. У Александра Бессонова с этим проблем нет, независимо от времени суток, ведь у него даже фамилия говорящая.

– По опыту скажу, после таких поездок усталость чувствуется гораздо острее, чем в бригаде с помощником, – отмечает Александр. – Если раньше, вернувшись из поездки, ещё мог чем-то заниматься, то теперь сразу иду отдыхать. Это необходимо для восстановления организма после большой нагрузки, иначе к следующей поездке могут не допустить.

Желающих работать в одно лицо в депо немало. Это считается престижным и почётным, к тому же «однолицые» получают доплату. Только далеко не каждый сможет пройти через сито отбора. Требования очень жёсткие.

К такой работе могут быть допущены только машинисты первого и второго классов, с опытом в пассажирском движении не менее двух лет. Они должны окончить специальные подготовительные курсы, получить заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной пригодности, затем пройти собеседование на специальной комиссии.

– Как говорят в хоккее, у нас длинная скамейка запасных, – подчёркивает машинист-инструктор пассажирской колонны эксплуатационного оборотного депо Шарья Алексей Соловьёв. – Есть такие, кто уже прошёл все согласования и готов работать, и такие, кто желает получить допуск. Пока в колонне из 34 машинистов работают всего пять «однолицых».  

Кстати, подобный опыт работы машинистов в одно лицо проводился ещё в советское время с 1984 по 1992 годы при поддержке министра путей сообщения Николая Конырева. Сегодня есть все предпосылки для его дальнейшего распространения.
Ольга Межакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30