27 сентября 2021 01:33

27 сентября 2021 01:33

фото: yandex.ru

Главная магистраль России

Самая протяжённая и успешная дорога позапрошлого века берёт начало в Рыбинске. Далеко не всем известно, что в составе Северной железной дороги есть участок, который когда-то входил, пожалуй, в главную дорогу Европейской части дореволюционной России.
Речь идёт о небольшом, чуть более 100 км, и на сегодня далеко не основном для СЖД участке Рыбинск – Сонково. Но во второй половине XIX века необходимость сооружения здесь железной дороги была важна неимоверно. Рыбинск считался хлебной столицей России. В 1867 году Россия увеличила в 25 раз продажу зерна на европейском рынке. Весь поток грузов из Рыбинска шёл по трём водным системам: Тихвинской, Мариинской и Вышне-Волоцкой. Во время навигации через Рыбинскую биржу проходил 1 млн пудов хлеба. Долгая дорога, зачастую бурлацкой тягой, приводила к порче товара, да и разбойнички пошаливали. Всё это очень не устраивало рыбинское купечество, которое уже располагало значительными капиталами.

Купцы Николай Журавлёв и Павел Щербаков 5 мая 1867 года обратились в Департамент железных дорог Министерства путей сообщения с прошением о строительстве железной дороги. Прошение было рассмотрено, но резолюция гласила: «Изыскание производить за свой счёт». Это инициаторов не остановило, купцы не сложили руки и организовали акционерное общество «Рыбинско-Бологовская железная дорога». Выпустили акции, устроили распродажу. Кстати, одним из акционеров стала Софья Андреевна Толстая, жена великого писателя.

Начались изыскательские работы, но возникли неожиданные трудности: против строительства восстали жители Рыбинска. Главный аргумент: железная дорога перекрывала доступ к реке Черёмухе, источнику воды для значительной части города, да и немаловажной местной транспортной артерии. Вред и польза «чугунки» широко освещалась в местной печати. Наконец, общественность удалось утихомирить. Была составлена смета. Протяжённость линии спланировали в 278 вёрст, она предусматривала только в Рыбинске постройку вокзала, платформы, дома для служащих, мастерские, контору, магазин, телеграф.

Пропускная способность была намечена 20 млн пудов в год, 558 вагонов в сутки.

Российское правительство, увидев рвение рыбинских купцов, наконец, выделило на строительство железной дороги 5 млн руб. (на эти деньги были построены два моста – через Волгу и Черёмуху). В Германии, на заводах Круппа, заказали рельсы и оборудование для железнодорожных мастерских. Вагоны изготовили на Русско-Балтийском заводе в Риге.

После молебна, 4 июня 1870 года, при большом скоплении народа под звуки духового оркестра из Рыбинска в Москву отправился первый пассажирский поезд, положив начало регулярному движению по Рыбинско-Бологовской железной дороге. Министр путей сообщения Сергей Витте в 1892 году назвал её одной из лучших частных дорог России.  

Общество получило разрешение на строительство линии Бологое – Псков, приобретает право сооружения линии от Москвы через Великие Луки до Виндавы (Вентспилса) и участка от станции Дно до местечка Сокольники. С 1895 года дорога стала называться Рыбинской, а с 1897-го – Московско-Виндаво-Рыбинской. При этом Рыбинские железнодорожные мастерские стали Главными мастерскими МВРЖД.

Активно строились новые линии в направлении Северо-Запада на территориях современных России, Беларуси, Латвии. К началу XX века общество превратилось в одну из крупнейших железнодорожных компаний империи с годовым доходом во многие миллионы рублей. Об его успешности говорит хотя бы тот факт, что в 1900 году общество купило самую первую российскую дорогу – Царскосельскую, немало потом вложив в её реконструкцию, включая перешивку старой шестифутовой колеи на современную.

Дорога так разрослась, что у неё существовали два управления – Московской и Петербургской сетей. По данным на 1913 год, протяжённость пути составляла 2 475 вёрст, на дороге было 860 искусственных сооружений (в том числе 692 моста, 49 станций, 13 разъездов, 8 остановочных пунктов, 50 пунктов водоснабжения, 4 железнодорожные мастерские), а подвижной состав насчитывал 411 паровозов, 572 пассажирских и 11 490 товарных вагона. Доходы за этот год составили почти 220 млн руб.

Проходила она по территориям Московской, Ярославской, Тверской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Петербургской, Витебской, Лифляндской, Курляндской губерний. Связывала Центр России с Северо-Западом и Прибалтикой, а также районы Сибири и Поволжья с незамерзающим портом Балтийского моря – Виндавой. Обеспечивала экспорт масла, льна, хлеба, лесных и других строительных материалов. Железной дорогой были построены Виндавский (Рижский) вокзал в Москве, портовые сооружения в Виндаве, железнодорожные училища, школы, больницы и библиотеки.

В сентябре 1918 года железная дорога была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения. Впоследствии разделена и вошла в целый ряд других дорог. Место её рождения стало частью Ярославской, позднее Северной железной дороги.

Значение этого участка в определённые периоды истории было стратегическим. Так, с июля 1941 года по февраль 1942-го линия Ярославль – Рыбинск – Сонково была прифронтовой и единственной железной дорогой, через которую поддерживалась связь с Ленинградом. И, наконец, факт из недавнего прошлого: станция Рыбинск-Пассажирский вошла в историю как последний победитель соцсоревнования по Северной железной дороге.
Владимир Николаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30