26 января 2020 02:53

26 января 2020 02:53

Общее дело

Транспортный пояс вписывается в мировой контекст

Началась работа по стыковке Транс-Евроазиатского пояса RAZVITIE (ТЕПР), идею которого предложил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, с китайским проектом  Нового Шёлкового пути и монгольского транспортного коридора.
Поворот России на Восток, к активно развивающимся азиатским рынкам, немыслим без строительства передовой транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры.

– Мы предложили реализовывать Транс-Евроазиатский пояс RAZVITIE (ТЕПР), который по своей идеологии совпадает с китайским проектом Нового Шёлкового пути, – заявил на международном Санкт-Петербургском экономическом форуме Владимир Якунин. – Руководство наших двух стран подчёркивает, что это не конкурирующие, а взаимодополняющие проекты. И это действительно тот мегапроект, который может стать определённым локомотивом не только для экономики России, но и всех прилегающих государств, которые сочтут необходимым инвестировать в него.

Китайская концепция кратко называется «Один пояс, один путь» и предполагает создание единой сети торговых путей в Евразии. Она одобрена Госсоветом КНР и содержит в себе те элементы, которые совпадают и с российской генеральной схемой развития транспортных коридоров. В концепции есть три выхода на Россию. Первый – коридор ВСМ Москва – Пекин через Казахстан, второй – через Монголию, а третий – Хунчунь – Владивосток. Китай рассматривает строительство этих коридоров как развитие во всех сферах, включая политику, культуру, образование и экономику.

Со своей стороны, как сообщил министр дорог и транспорта Монголии Намхай Тумурхуу, страна разработала свой проект «Степной путь», который должен быть состыкован с российскими и китайскими программами развития инфраструктуры. С его помощью страна также надеется поднять свою экономику, активизировать развитие промышленного потенциала.

Сопряжение проектов ТЕПР и «Один пояс, один путь» предполагает не только синхронизацию маршрутов и сроков проектов, но и сопряжение форматов и механизмов евро-азиатского сотрудничества, совместную концентрацию ресурсов на решении глобальных задач.

На саммитах БРИКС и ШОС, которые состоялись в Уфе, было объявлено о начале работы банка развития БРИКС, который займётся кредитованием совместных крупномасштабных проектов, связанных с транспортной и энергетической инфраструктурами, а также способствующих индустриальному развитию. Ранее Россия стала одним из учредителей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, который также создан под задачу развития евро-азиатских транспортных коридоров.

– Развитие коридора ТЕПР чрезвычайно выгодно и Европе, и Восточной Азии, – заметил эксперт Ассоциации индустриальных парков Японии и стран АТР Ивао Охаси. – Но одновременно это для России и большой риск, потому что чем больше транзитный коридор развивается в России, тем более широкий обмен продуктов и технологий с добавленной стоимостью осуществляется между Европой и Восточной Азией. Этот процесс не приведёт к генерированию добавочной стоимости внутри территории России. Он может привести к дальнейшей зависимости российской экономики от внешних условий. Потому развитие ТЕПРа должно иметь второй аспект: он должен быть поясом развития, а не просто транспортным коридором.

Именно так видят развитие проекта и китайские партнёры: сначала инфраструктура, затем развитие производств, городов, социальной сферы и науки.

Можно считать, что реализация проекта уже началась. Проект модернизации БАМа и Транссиба – это один из кирпичиков, без которых развитие направления было бы невозможно. По расчётам за 30 лет он даст в бюджет России почти 500 млрд руб. поступлений и  до триллиона рублей дополнительного прироста регионального валового продукта субъектов Забайкалья и Дальнего Востока.

Строительство ВСМ Москва – Казань уже рассматривается как часть транспортного коридора от Пекина до Европы через Казахстан. Создаётся транспортный хаб нового поколения «Южноуральский» под Челябинском, где налажена не только переработка и сортировка, но и производство товаров. В планах – развитие подобных хабов вдоль всех территорий Транссиба в Забайкалье и на Дальнем Востоке, что совместно с производством и новыми населёнными пунктами создаст экономический пояс шириной 200–300 километров с новыми возможностями для развития.
Сергей Плетнёв

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31