01 апреля 2020 20:18

01 апреля 2020 20:18

фото: Архив Г. Тацкой

Барометр развития

Для адаптации молодёжи на производстве выработан системный подход

Для построения холдинга нужны нестандартно мыслящие профессионалы, способные осваивать новые технологии и методы управления. Молодые сотрудники должны стать проводниками корпоративной культуры. На это нацелены усилия службы по управлению персоналом Северной железной дороги. Наш собеседник – Галина Тацкая, заместитель начальника службы управления персоналом СЖД

– Галина Ливериевна, каковы основные направления работы с молодёжью?

 

– Это особая категория сотрудников. На развитие их профессиональных компетенций направлен ряд проектов в рамках программы «Молодёжь холдинга «Российские железные дороги» (2011– 2015 гг.)».

 

Это работа не для галочки, а серьёзный системный подход к каждому молодому специалисту.

 

 

– Сколько  молодых специалистов прибыли на Северную в минувшем году?

 

– На 1 января 2015 года прибыли 256 молодых специалистов, обучавшихся в вузах по программам высшего и среднего профессионального образования, в том числе 122 «целевика».

 

Традиционно среди инженерных кадров доминируют выпускники МИИТа (здесь и далее – в указанном периоде, 105 чел.) и ПГУПСа (91 чел.), а также Самарского госуниверситета путей сообщения (12 чел.) и Белорусского госуниверситета транспорта (10 чел.).

 

Кроме того, приходят выпускники непрофильных ярославских вузов – государственного университета им. П. Г. Демидова и технического университета.

 

Суммарно 269 специалистов подготовили МГУПС (техникум),  Вологодский и Ухтинский техникумы железнодорожного транспорта, Ярославский железнодорожный техникум.

 

Из выпуска 2015 года ожидается прибытие на предприятия дороги 217 человек: 118 инженеров и 99 специалистов.

 

Сегодня в штате предприятий дорожного подчинения примерно треть сотрудников – молодёжь в возрасте до 30 лет.

 

 

– Что делается для привлечения молодых специалистов на СЖД?

 

– Ежегодно направляем в учебные заведения молодёжь за счёт средств, выделяемых на целевую подготовку специалистов.

 

Обучающимся на «хорошо» и «отлично» производится доплата к стипендии.

 

Обучающиеся в системе среднего профессионального образования на «хорошо» и «отлично», получают доплату к стипендии. Кроме того, организуем практику, в ходе которой студент приобретает рабочую профессию, узнаёт специфику перевозочного процесса.

 

 

– Казалось бы, для «целевиков» созданы самые благоприятные условия. Почему не все возвращаются на дорогу?

 

– В большинстве случаев студенты, обучающиеся в учебных заведениях крупных федеральных городов, таких как  Москва и Санкт-Петербург, находят рабочие места с хорошей заработной платой.

 

При распределении по окончании учебного заведения на тот полигон, где выпускник должен продолжить свою трудовую деятельность, возникает большое желание иметь уровень заработной платы, к которому привык выпускник. 

 

Зачастую различные филиалы ОАО «РЖД» помогают выпускникам  профильных вузов найти в своём подразделении рабочее место, несмотря на острую потребность в молодых специалистах профильных вузов в других регионах страны, откуда были направлены студенты для обучения.

 

 

– Нынешние выпускники амбициозны, считают, что могут занимать руководящие должности и иметь высокую зарплату. Как помочь им реализовать амбиции?

 

– Многие действительно обладают хорошим уровнем подготовки, «продвинуты» в компьютерных технологиях и даже имеют опыт работы. Однако, чтобы соответствовать занимаемой должности, необходимо многому научиться в условиях производства, наработать техническую грамотность, проявить лидерские качества. Принимая на работу, обращаем внимание на стрессоустойчивость, способность к обучению и умение адекватно оценивать своё место в компании.

 

Что касается материальной стороны, средняя заработная плата начинающего инженера структурного подразделения складываются из минимального оклада, среднего размера премии, районного коэффициента и северной надбавки.

 

 

– Одна из традиций железнодорожного транспорта – институт наставничества. Как она реализуется в процессе  адаптации молодого специалиста?

 

– Лучшие традиции нашей отрасли с годами не теряют своей значимости. Молодёжь прикрепляем к опытным сотрудникам для формирования позитивного отношения и мотивации к труду, вовлечённости в решение корпоративных задач.

 

 

– Какие условия создаются для социальной адаптации?

 

– После приёма на работу молодой специалист получает единовременное пособие в размере месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки).

 

Дорога оплачивает расходы на переезд и провоз имущества, по обустройству в размере должностного оклада и одной четвёртой должностного оклада на каждого члена семьи, а при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности – в размере двух должностных окладов и половины должностного оклада на каждого переезжающего члена семьи, а также ряд других выплат и льгот.

 

В 2014 году выразили желание работать в северных регионах 1356 работников в возрасте до 30 лет.

 

Ведётся строительство малоквартирных жилых домов на линейных станциях, которое предоставляется на период работы сотрудникам специальностей, необходимых на конкретном участке работы. Такое жильё построено на станциях Беклемишево, Козьмодемьянск, Сильницы, Некоуз, Балакирево, Волга, Судиславль, Грязовец, Мантурово, Поназырево, Мудьюга, Шалакуша, Малошуйка, Урдома, Кизема, Удима, Ираель, Ёдва, Пречистое, Плесецк, Кулой, Лойга, Усть-Шоноша, Свеча, Подюга, где проживают молодые специалисты с семьями.

 

В 2014–2015 годах 74-м молодым специалистам предоставлены жилые помещения в специализированном жилом фонде ОАО «РЖД».

 

Северная железная дорога – социально ответственный работодатель и заботится не только о молодом специалисте, но и о его семье, выплачивая ежемесячное пособие в размере 50% минимальной заработной платы, установленной в ОАО «РЖД», на воспитание ребёнкав возрасте от трёх до семи  лет при отсутствии в малонаселённой местности дошкольных образовательных организаций, а также если другой родитель не работает из-за отсутствия предложений на рынке труда.

 

На компенсацию оплаты детей в детских дошкольных учреждениях в феврале–марте 2015 года было направлено 430 тыс. руб.

 

 

– Как реализуется ипотечная программа в условиях нестабильной экономической ситуации?

 

– Лёгких времён не бывает. Для приобретения жилых помещений в собственность молодым специалистам предоставляется корпоративная поддержка, а при рождении детей – безвозмездная субсидия на погашение части ипотечного кредита.

 

На 1 января 2015 года в едином списке очередников на предоставление корпоративной поддержки числится 532 человека, в том числе 105 молодых специалистов.

 

В 2014 году корпоративную поддержку получили 43 молодых специалиста (30% от общего числа получивших ипотечные кредиты).

 

 

– Какие мероприятия проводятся по обеспечению роста квалификации персонала?

 

– В настоящее время 877 молодых работников получают высшее и среднее профессиональное образование по заочной форме. Сотрудничаем с вузами и по переподготовке специалистов, внедряем узкопрофильное обучение по бережливому производству, организации, оплате и мотивации труда, охране труда и др.

 

 

– Как отрабатывается вопрос текучести кадров молодых специалистов?

 

– Анализ кадрового потенциала показывает, что выбрана верная стратегия работы с молодыми кадрами. Управление карьерой ведётся путём создания кадрового резерва руководителей всех уровней, в том числе перспективной молодёжи. Принимаем меры по повышению мотивации и улучшению организации и условий труда. Неплохой стимул для закрепления молодёжи на СЖД – ёмкий социальный пакет. Созданы условия для инновационной деятельности. Обладающие высоким управленческим потенциалом входят в молодёжный резерв ОАО «РЖД», имеют возможность пройти обучение в Корпоративном университете. В 2014 году один из молодых руководителей окончил Стокгольмскую школу экономики в Санкт-Петербурге.

 

Молодёжь – барометр общества, и задача службы управления персоналом – сделать профессиональную среду благоприятной для развития потенциала каждого молодого специалиста.

 

Анна Молчанова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31