28 мая 2020 11:26

28 мая 2020 11:26

фото: Роман Зангиров

Точка финансовой опоры

Стабильность компании обеспечит своевременная и достоверная бухгалтерская отчётность. Комментирует Алевтина Патрикеева, заместитель начальника Северного ОЦОРа

Новые экономические реалии ставят перед руководителями задачи, без решения которых дальнейшие перспективы успешного функционирования предприятия оказываются под вопросом. Одна из них – эффективная система формирования бухгалтерской отчётности, которая позволит, в том числе, принимать своевременные решения по сокращению расходов.

– Алевтина Герантьевна, повлияли ли новые экономические условия на процесс и сроки формирования бухгалтерской отчётности Северной железной дороги за 2014 год?

 

– Несмотря на внешние негативные факторы, складывающиеся в течение 2014 го-да, ОАО «РЖД» выполнило все целевые параметры и задачи. Сложная мировая экономическая конъюнктура, складывающаяся на сегодня, усиливает риски в отношении перспектив развития российской экономики в целом и железнодорожного транспорта, в частности.

 

Для принятия своевременных мер по сокращению расходов у руководителя должна быть качественная, своевременная и достоверная бухгалтерская отчётность. Сроки формирования отчётности ОАО «РЖД» очень сжатые. Бухгалтерская отчётность за 2014 год по структурным подразделениям полигона Северной железной дороги была сформирована в конце января, информация, необходимая для составления консолидированной финансовой отчётности по МСФО, была предоставлена до 6 февраля.

 

Обеспечить данный процесс позволяют работники центра в тесном взаимодействии с финансово-экономическими и техническими работниками структурных подразделений функциональных дирекций и Северной железной дороги.

 

 

– В компании активно идёт процесс автоматизации и внедрения унифицированных систем  отчётности. Какова цель этих преобразований?

 

– Особое внимание со стороны компании уделяется автоматизации учётных процессов, внедрению электронного документооборота с использованием программ. В 2014 году проходила опытная и промышленная эксплуатация Автоматизированной системы учёта основных средств групп компаний ОАО «РЖД», интеграции систем ЕК АСУФР и Автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов, Автоматизированной системы выверки внутригрупповых оборотов в группе компаний РЖД, Автоматизированной системы сбора данных для формирования уведомления о контролируемых сделках ОАО «РЖД».

 

Важным элементом внедряемых принципов бухгалтерского контроля за работой дочерних и зависимых обществ, соответствующего общепринятой международной практике взаимодействия материнских компаний с аффилированными структурами, является внедрение единой учётной политики и унифицированных технологий отчётности для всех ДЗО. Ключевая задача – контроль за соответствием систем бухгалтерской работы существующим российским и международным стандартам финансовой отчётности, а также учётной политике материнской компании. Это часть общей стратегии реформирования ОАО «РЖД», одной из целей которой является преобразование компании в многопрофильный международный транспортно-логистический холдинг. Создаётся единая для холдинга автоматизированная система формирования финансовой отчётности. Её внедрение позволит, в том числе, выполнить требования закона «О консолидированной финансовой отчётности».

 

Чтобы обеспечить требования законодательства, предстоит в сжатые сроки убрать отдельные пробелы в сегменте составления и предоставления документов бухгалтерской отчётности, это касается прежде всего автоматизации процессов взаимодействия между компаниями группы «РЖД», в том числе с переходом на электронный документооборот с применением электронно-цифровой подписи.

 

 

– Испытывают ли работники центра трудности в связи с переходом компании на международные стандарты финансовой отчётности (МФСО)?

 

– ОАО «РЖД» входит в список российских компаний, для которых переход на МСФО является обязательным. Деятельность напрямую связана с облигационными займами. Несмотря на то, что компания формирует отчётность по МФСО уже на протяжении нескольких лет, острым остаётся вопрос нехватки квалифицированных специалистов для работы по международным стандартам. В связи с этим принято решение о создании в профильном вузе кафедры «Международный финансовый и управленческий учёт», программа которой направлена на подготовку специалистов со знанием МСФО. В первую очередь, новая программа ориентирована на ликвидацию дефицита квалифицированных кадров на рынке труда. За основу системы обучения взята программа Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров ACCA (Association of Chartered Certified Accountants). Члены международной ассоциации являются профессионалами в области финансового управления, сформировавшими систему профессионального обучения в сфере знаний МСФО.

 

Сегодня это первая программа высшего образования, прошедшая подобную аккредитацию.

 

Стратегическая задача кафедры – создать шлюз для формирования пула талантов, амбициозных и заинтересованных в саморазвитии. Наличие диплома по международным стандартам финансовой отчётности (ДипИФР) является обязательным условием при назначении руководителя отдела ОЦОРа, отвечающего за формирование отчётности. Это не преграда для грамотных и профессиональных специалистов центра, результативное обучение проводится как в пределах выделенной квоты, так и самостоятельно.

 

 

– Каким образом в Северном региональном общем центре обслуживания, достаточно сложной структуре, выстроен процесс предупреждения появления искажений и ошибок при формировании отчётности?

 

– Большое внимание руководство центра уделяет организации системы внутреннего контроля, разработан и утверждён порядок организации  документооборота и распределения обязанностей между сводными отделами, ОЦОУ при формировании отчётности, определяющий зоны ответственности, алгоритм выявления посредством применения комплекса проверочных процедур отклонений от установленных правил до момента формирования отчётности, а также искажения данных бухгалтерского учёта; предотвращения возможных ошибок при формировании бухгалтерской (финансовой) и иной отчётности.

 

Комплекс проверочных процедур включает в себя средства и способы, используемые для сбора, измерения, классификации информации и составления отчётности, а также анализ в отношении отдельных её составляющих, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учёта и других процедур.

 

Основные цели применения комплекса проверочных процедур: координация по вопросам бухгалтерского учёта, налогового и управленческого учёта; обеспечение единого подхода при отражении на счетах бухгалтерского учёта, в налоговых регистрах фактов хозяйственной жизни; осуществление полного контроля за конечными результатами деятельности по уровням ответственности: на этапах отражения в учёте фактов хозяйственной жизни, формирования отчётности при соблюдении установленной методологии бухгалтерского и налогового учёта; выявление ошибок, их устранение; осуществление контрольных функций; выявление не выровненных документов.

 

Разработанная система внутреннего контроля направлена на обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, сохранности активов, достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности, соблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД».

 

Ирина Лебедева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31