17 ноября 2019 01:13
17 ноября 2019 01:13
фото: Роман Зангиров

Путейский мастер-класс

Работники пути используют «окна» не только для производства работ, но и для обучения

В Ярославль-Главный дистанции пути продолжаются работы по восстановлению бесстыкового пути с применением прибора инженера Зубова. Одно из «окон», выделенных под такие работы, стало практическим занятием для тех, кто раньше с данной технологией не сталкивался.

За трёхчасовое «окно» путейцам дистанции Ярославль-Главный предстоит окончательно восстановить целостность бесстыкового пути с помощью путевой рельсосварочной самоходной машины (ПРСМ). Учитывая, что температура окружающей среды, и, соответственно, рельса, гораздо ниже, чем требуемая температура закрепления плети (на улице – -10 гр), температурный режим необходимо восстанавливать методом нагрева плети прибором Зубова.

Место будущих работ заметно издалека – группа людей в оранжевых жилетах живописно смотрится на фоне весенне-зимнего пейзажа. В ожидании открытия «окна» и прибытия техники начальник дистанции проводит инструктаж по безопасности, разъясняет ключевые моменты по технологии выполнения работ.

Группа достаточно многочисленна, хотя обычно с запланированными работами справляется бригада из шести-восьми человек. Но сегодня не простое «окно». Технология окончательного восстановления рельсовой плети с предварительным восстановлением температурного режима требует строгого соблюдения и точных расчётов, иначе будет нарушена безопасность движения поездов. Поэтому, пользуясь предоставившейся возможностью, начальник Ярославль-Главный дистанции пути Денис Авксентьев собрал здесь всех руководителей дистанции, инженера по обучению, начальника технического отдела, дорожных мастеров.

– Чтобы качественно донести людям материал, мы готовились к сегодняшнему «окну» на протяжении трёх дней, – поясняет Денис Авксентьев. – Среди мастеров есть такие, кто ПРСМ «вживую» ещё не видел. Провели теоретическую подготовку – рассказали, как рельс подобрать, как пилить, нагревать, где риску ставить, а теперь покажем это на практике, чтобы люди, когда будут потом самостоятельно выполнять работу, не сомневались, как нужно сделать.  

Тем временем подъезжают та самая ПРСМ и знаменитый «Горыныч» – так путейцы прозвали творение инженера Зубова.  Это своеобразная паяльная лампа на колёсах, по виду – обычная железнодорожная платформа с установленными на ней воздушным компрессором и ёмкостью для солярки и отводами-форсунками в нижней части. Но вот работа началась, и платформа превращается в подобие огнедышащего дракона, который изрыгая пламя, неторопливо, чтобы дать прогреться рельсу, ползёт по полотну.

А путейская гвардия в оранжевых жилетах принимается за работу на проблемном месте, где стоит временный рельс, проводят измерения, наносят риски, начинают его выпиливать. Пытаюсь подойти поближе, чтобы рассмотреть детали, но отвечающие за безопасность зорко следят за всеми передвижениями, приходится держаться на безопасном расстоянии.

«Горыныч» работу закончил, плеть достигла нужной температуры, теперь важно сделать всё быстро, пока она снова не остыла. Хозяин сварочного аппарата на колёсах – машины ПРСМ – не дремлет. Сварочная установка уже опустилась на путь, готова к работе. Как только временный рельс заменили на новый, начинается процесс превращения его в часть бесстыкового пути, сварочная головка берёт место стыка в «клещи» и буквально сращивает два конца в один идеально гладкий рельс. В ходе этого действа плеть распрямляется (рельс отмеряли с запасом, поэтому он изгибается, образуя петлю).

«Новички» – в эпицентре происходящего, «опытные» подробно комментируют все этапы работ. Главный инженер и начальник дистанции здесь же, держат процесс под контролем.

– Конечно, чтобы окончательно разобраться во всех тонкостях, это нужно было увидеть своими глазами, – делится впечатлениями молодой дорожный мастер Виктор Вишняков. – В теории знаю, как производить расчёты, где наносить контрольные риски, но, честно говоря, до конца не понимал, как это на практике. Зато теперь всё чётко и ясно.

Потребность в производстве работ велика, только на моей дистанции 102 места временного восстановления, которые необходимо сварить, – рассказывает Денис Авксентьев. – Работы шли всю зиму, начиная с 15 декабря, и будут продолжаться с максимальной интенсивностью, пока ПРСМ у нас. Но машина – машиной, а без грамотных людей тоже никуда. Уверен, что сегодняшнее «окно» прибавило мастерства многим нашим работникам.
Ирина Лебедева

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31