14 ноября 2019 06:44
14 ноября 2019 06:44
фото: Тома Шарова

Договор о главном

СППК заключила с Архангельской областью договор на транспортное обслуживание в первом полугодии 2015 года

Архангельская область договорилась с Северной пригородной пассажирской компанией о сохранении в 2015 году на территории региона курсирования  57 пригородных поездов. На текущий год в бюджете региона запланирована сумма компенсации убытков СППК в размере 170 млн руб., но в договоре предусмотрено полное возмещение выпадающих доходов в соответствии с оценкой Агентства по тарифам и ценам Архангельской области.

Об этом стало известно в ходе пресс-конференции заместителя генерального директора ОАО «СППК» Анны Ростовцевой и начальника отдела водного, воздушного и железнодорожного транспорта Агентства по транспорту Архангельской области Михаила Мартынова.

В первом полугодии прошлого года в регионе курсировало 57 поездов, во втором полугодии – 55. Согласно новому договору, который заключили руководители области и компании-перевозчика в декабре 2014 года, с 1 мая нынешнего года по пятницам будут курсировать поезда № 6503 и № 6504 сообщением Северодвинск – Лайская – Северодвинск. Кроме того, с 15 апреля периодичность курсирования поезда Архангельск — Сия будет увеличена с одного до трёх раз в неделю.

Архангельская область занимает второе место среди регионов обслуживания ОАО «СППК» по количеству перевезённых пассажиров. Ежегодно в пригородном пассажирском сообщении на территории Архангельского региона железнодорожным транспортом перевозятся более 1,5 млн человек.

Так, за 2014 год пригородными пассажирскими поездами в Поморье перевезено более 1,7 млн человек. Пассажирооборот составил 80,9 млн пасс.-км, средняя дальность – 46,4 км.

Михаил Мартынов подчеркнул, что в первом полугодии увеличения стоимости проезда для населения не предвидится. Сейчас, в соответствии с постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 14.10.14 г. № 44-п/1, с 1 ноября 2014 года на территории региона действует дифференцированный зонный тариф. Проезд с нулевой по пятую зону стоит 22 руб., с шестой по десятую – 19 руб., с 11-й – 17 руб. Экономически обоснованный уровень тарифа в регионе в 2014 году составил 58,55 руб. На 2015 год Агентство по тарифам и ценам Архангельской области ещё не утвердило сумму тарифа, но, по предварительным прогнозам, она составит 71,28 руб. за 10 километров.

При этом убытки ОАО «СППК» в результате организации пригородных железнодорожных перевозок на территории Архангельской области за 2014 год (с учётом поступивших от региона субсидий в размере 170,8 млн руб.) составили 177,6 млн руб. Сумма убытков СППК с учётом перечисленных в 2013 году субсидий (100 млн руб.) составила 213,8 млн руб. В 2012 году также было компенсировано 100 млн руб. В 2011 году Архангельская область выплатила 48,5 млн руб. из 252,3 млн руб. убытков СППК.

Несложно подсчитать, что в условиях повышения затрат на перевозки, а следовательно, и экономически обоснованного тарифа, при том, что область собирается оставить и количество поездов, и тариф для населения, и сумму субсидий на уровне прошлого года, убытки компании-перевозчика возрастут по сравнению с прошлым годом. Так, ожидаемые убытки на 2015 год в Архангельской области составят 276,5 млн руб. с учётом субсидий региона. Однако, по словам Михаила Мартынова, в условиях роста себестоимости пригородных пассажирских перевозок регион совместно с перевозчиком будет искать оптимальные решения для их сохранения.

– На территории Архангельской области сети железных и автомобильных дорог практически не пересекаются, регион большой, но мы не можем заменить железнодорожный транспорт автомобильным, – отметил Михаил Мартынов.

Анна Ростовцева подчеркнула, что, понимая социальную значимость пригородных пассажирских перевозок, руководство ОАО «СППК» находится в постоянном диалоге с правительством Архангельской области, готово идти на компромисс для сохранения пригородных поездов в регионе.

– Говоря о перспективах и планах работы на 2015 год, стоит отметить, что в наступившем году ряд субъектов, например, Кировская область, не заключили с нашей компанией договор на оказание транспортных услуг, – добавила Анна Валерьевна. – В этой связи у нас были назначены дополнительные пары поездов для вывоза населения.

Соответственно, часть расходов по субсидированию данного направления легла на плечи Архангельской области. Что касается Вологодской области, то договор на 2015 год также не заключён. Тут уже две пары пригородных поездов имеют ограничения. Нагрузка на Архангельскую область опять увеличивается.

Среди возможных решений вопроса по снижению финансовой нагрузки на регион назывался вариант приобретения Архангельской областью нового моторвагонного подвижного состава для пригородных перевозок и прямого участия в их организации.

Участвовать в организации пригородных пассажирских перевозок планирует и Республика Коми. По инициативе субъекта прорабатывается вопрос об открытии филиала СППК на её территории, чтобы в дальнейшем он был наделён имуществом и подвижным составом за счёт средств Республики Коми.  

Чёткое понимание структуры организации пригородных железнодорожных перевозок в России сложилось также во Владимирской и Ивановской областях. Здесь налажен диалог с перевозчиком, постоянно идёт поиск необходимых решений. В Ярославской области договор заключён пока только на первый квартал 2015 года.

Однако есть субъекты, не готовые компенсировать компании-перевозчику затраты, которые та несёт, организуя перевозку пассажиров в железнодорожном пригородном сообщении. Так, Вологодская и Кировская области отказываются заключать договоры с СППК. Правительству Вологодской области пока не удалось полностью обойтись без пригородных электричек, заменив их автотранспортом. Жители региона продолжают требовать вернуть удобные для них железнодорожные перевозки.

С Костромской областью договор был заключён только на январь 2015 года. Субъект обратился в СППК с предложением продлить его действие ещё на два месяца. Сейчас созданная для решения этого вопроса рабочая группа определяет условия, при которых возможно сохранение перевозок на названный срок.

Ожидаемые убытки СППК на 2015 год в целом составляют 1,3 млрд руб. (в 2014 году – около 1 млрд руб.) с учётом субсидий.

– Во всём мире пригородные железнодорожные перевозки являются убыточным видом транспорта, – говорит и. о. гендиректора ОАО «СППК» Андрей Шеленков. – По законам Российской Федерации организация пригородных пассажирских перевозок также находится в пределах полномочий субъектов РФ. Региональные власти вправе регулировать количество пригородных маршрутов, поездов и вагонов, устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах ниже себестоимости, но при этом обязаны компенсировать убытки, которые несёт ППК в результате тарифного регулирования. Поэтому, чтобы сохранить необходимое количество пригородных поездов, регионам следует заложить целевые средства в местном бюджете в полном объёме. Нам, совместно с руководством ОАО «РЖД» и Северной дороги многое удалось сделать в минувшем году для организации конструктивного взаимодействия с субъектами РФ, однако ещё не все регионы готовы работать согласно существующему в России законодательству. СППК продолжит в нынешнем году вести диалог с регионами-должниками и совместно искать компромиссы. Мы понимаем, насколько необходимы такие перевозки для жителей регионов Северной дороги, и приложим все усилия, чтобы сохранить пригородные поезда.
Тамара Шарова

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31